Герой 9-й роты Игорь Печерских, осужденный на шесть лет колонии строгого режима за «ограничение конкуренции», попал в тюрьму после отказа от миллионной взятки. Предлагавшие взятку коммерсанты на свободе и процветают: благодаря судебному процессу они стали потерпевшими и одновременно обладателями крупнейшего в России бизнеса по продаже ферментов для производства спиртов.
Приговор герою 9-й роты, начальнику спецназа УФСКН по Рязанской области Игорю Печерских, осужденному на шесть лет колонии строгого режима, обжалован в Верховном суде РФ. Рассмотрение жалобы ожидается через два месяца, к этому времени сослуживцы Печерских из 345-го парашютно-десантного полка ВДВ готовят публичную акцию в его защиту: они собираются отправить свои ордена президенту России. При этом ветераны войны в Афганистане требуют даже не столько оправдания Печерских, сколько непредвзятого рассмотрения уголовного дела. «Мы требуем только одного -- справедливого суда», -- рассказали Infox.ru сослуживцы полковника.
Игорь Печерских командовал 3-м батальоном 345-го парашютно-десантного полка в Афганистане во время боя за высоту 3234, который лег в основу фильма «9-я рота». В том бою он получил ранения и контузию. Спустя 12 лет Печерских оказался в тюрьме. За решетку он попал после того, как отказался брать у рязанских коммерсантов взятку в размере 1 млн рублей и 15% дохода от бизнеса.
Спиртовые рейдеры
По версии адвоката десантника Александра Шило, полковник ВДВ перешел дорогу местным коммерсантам, которые осваивали в Рязани рынок ферментов для производства спиртов. До 2003 года в Рязани существовала фирма ООО «Евротрейд», которая была основным игроком на этом рынке. Однако в 2003 году хозяева «Евротрейда» обнаружили, что у них уводят клиентскую базу и продают их же продукцию. Корпоративное расследование показало, что к делу причастны бывшие сотрудники компании, создавшие фирмы «Русская пирамида», «Энзимбиопродукт» и «Гаммасинтез», рассказал Infox.ru адвокат десантника.
Владелица ООО «Евротрейд» Светлана Герасимова обратилась с заявлением в милицию. В августе 2003 года в отношении коммерсантов Сергея Васильева, Андрея Амелькина и Дмитрия Соколова следователь железнодорожного РОВД Рязани Михаил Избенников возбудил уголовное дело по ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну).
По версии следствия, бывшие сотрудники компании использовали образцы ферментов для проведения сертификации и наладили торговлю ферментными препаратами. Кроме того, как оказалось, еще осенью 2002 года бизнесмены искали для своего бизнеса силовую поддержку. Амелькин, Соколов и Васильев обращались к Игорю Печерских, работавшему тогда в Федеральной службе налоговой полиции, и предложили стать «крышей» за 1 млн рублей и 15% дохода от бизнеса. Но Печерских отказался.
Не найдя поддержки у Печерских, коммерсанты обратились за помощью в местный УБОП с заявлением, что Игорь Печерских и его подчиненные угрожают им физической расправой, требуют передачи части прибыли, привлекают их к уголовной ответственности и угрожают подбросить наркотики. УБОП возбудило против Печерских уголовное дело, а бывшие подозреваемые в атаке на «Евротрейд» оказались потерпевшими.
«Главное, чтобы дело получилось резонансным»
Принципиального Игоря Печерских в городе знали и боялись даже знаменитые своей жестокостью и жадностью на всю страну бандиты из группировки «слоны». Его боялись настолько, что когда арестовывали в СИЗО, даже не стали обыскивать.
Коммерсанты выбрали Игоря Печерских «козлом отпущения» случайно, уверен адвокат офицера Александр Шило. «Им было все равно, кого подставлять, -- объяснил Infox.ru Шило. -- Главное, чтобы дело получилось резонансным. Возможно, Печерского выбрали объектом атаки еще и из чувства мести. Они не только предлагали ему миллион, но также неоднократно предлагали помощь в ремонте дома, от которой он тоже отказался».
Как только возбудили дело против Игоря Печерских, местное УБОП провело в рамках этого дела обыски в «Евротрейде». Обыски и изъятия почти всей хозяйственной и технической документации проходили под предлогом того, что расследуется уголовное дело по фактам вымогательства взятки у Васильева, Амелькина и Соколова.
Следователь прокуратуры Рязанской области Марина Вилкова и начальник отдела УБОП Игорь Семиохин изъяли у бизнесменов всю документацию, вплоть до черновиков и блокнотов. В отношении генерального директора ООО «Евротрейд» Светланы Герасимовой было возбуждено уголовное дело (якобы она принуждала Сергея Васильева, Андрея Амелькина и Дмитрия Соколова к совершению сделки и ограничивала их конкуренцию). А дело против самих коммерсантов благополучно прикрыли, тогда как парализованный проверками «Евротрейд» обанкротился.
Смонтированная взятка
По версии следствия, работавшие в налоговой полиции Игорь Печерских, Игорь Федоров, Юрий Демин и Валентин Матвейчук набрали в период с августа 2001 года по июнь 2003 года взяток с ООО «Русская пирамида» объемом в 265 тыс. рублей -- по 2,5 тыс. рублей в месяц. Деньги Печерских потратил на строительство бани. Офицерам также вменялось «ограничение конкуренции этой же фирмы путем ограничения доступа на рынок и устранения с него других субъектов экономической деятельности, повлекшее причинение крупного ущерба».
Какой именно ущерб был нанесен процветающему бизнесу, осталось за кадром. Как заявили в суде бизнесмены, Игорь Печерских наводил на них страх и они выплачивали ему ежемесячное «пособие» для силовой поддержки их бизнеса. Используя свое должностное положение, офицеры должны были оказывать помощь предпринимателям при проведении налоговых и иных проверок со стороны госорганов, и защищать от бандитских «наездов». А в 2003 году за помощь в прекращении возбужденного против ООО «Русская пирамида» дела Печерских, по словам потерпевших, потребовал с предпринимателей 30 тыс. рублей, при этом угрожал подбросить им наркотики, если его условия не будут приняты.
Сам Печерских все факты вымогательства отрицал. Во время судебного процесса, который длился в Рязанском областном суде четыре года, полковник и его адвокаты направили более 50 различных жалоб на действия следствия. В частности, защите удалось доказать, что 22 аудиокассеты с записями бесед полковника ВДВ с коммерсантами -- фальшивка. Это подтвердила приглашенная в Рязань замначальника отдела экспертно-криминалистического центра МВД России Елена Галяшина. По ее данным, проводившие экспертизу сотрудники местного ЭКЦ не только не имели на это необходимой документации, но и «не заметили» откровенную подделку записей. «В итоге судья был вынужден признать, что эти доказательства сделаны с нарушением законодательства и не имеют силы, -- рассказал Infox.ru адвокат Александр Шило. -- Но дальше разбираться в том, на каком основании кассеты были смонтированы и стали доказательствами уголовного дела, судья Юрий Хмелев не стал».
Не стал разбираться судья и в показаниях бизнесменов, рассказавших в суде о миллионном предложении для Печерских. Поскольку полковник отказался от взятки, событие преступления, по версии суда, не имело места, и наказывать коммерсантов не за что.
Тем не менее суду хватило других доказательств для признания вины полковника ВДВ. Показания против него дал его сослуживец Игорь Федоров. Оказалось, что Федоров был давно знаком с коммерсантами и действительно получал от них деньги. По словам адвоката Александра Шило, бизнесмены передали Федорову 30 тыс. рублей на покупку различного снаряжения в рамках «благотворительной акции», которую тут же зафиксировал рязанский УБОП. Затем в СИЗО Федорову быстро объяснили, что если он даст показания на Печерских, то отделается условным сроком, рассказал адвокат Александр Шило. Федоров сообщил в суде, что передавал деньги от бизнесменов Печерских каждый месяц в течение трех лет.
В итоге важный свидетель был осужден на четыре года условного наказания, а его бывшие коллеги отправились в колонию.
Ключевой свидетель
«Федоров служил под моим руководством около месяца, -- рассказал Infox.ru Герой России Святослав Голубятников. -- В декабре 1994 года я командовал батальоном 137-го парашютно-десантного полка. Нам была поставлена задача выйти к окраинам Грозного. Для усиления батальону был придан разведвзвод под командованием старшего лейтенанта Федорова. К концу декабря мы выполнили задачу. Было сложно, но по сравнению с тем, что нам выпало в Грозном, оказалось просто прогулкой».
В ночь с 1 на 2 января 1995 года в районе железнодорожного вокзала Грозного бойцы Голубятникова отразили 17 атак противника. Сам комбат в том бою был ранен, контужен. Он лично уничтожил и взял в плен несколько боевиков. За этот бой пятеро бойцов, включая комбата, получили Золотые Звезды Героев России. 180 человек личного состава были награждены орденами Мужества. Оказавшийся с Печерских на скамье подсудимых Валентин Матвейчук получил наградной пистолет. А вот Игоря Федорова среди участвовавших в бою не было.
«29 декабря, еще до штурма Грозного, Федоров обратился ко мне и сказал, что больше не может, устал, и попросил отправить его в тыл, -- вспоминает Голубятников. -- В тот же день он был отправлен в обоз, так что в штурме Грозного он не участвовал. В ту командировку через батальон прошло 800 человек, были убитые, раненые, заболевшие, один боец с ума сошел, но ни один офицер, ни один солдат не струсил. 18-летние пацаны не боялись...»
Голубятников не скрывает своего презрения: «Больше всего возмутило, когда на суде, глядя мне в глаза, он заявил, что участвовал в штурме Грозного! А пока мы в Грозном бились, его с первыми 200 (погибшими) привезли в Рязань».
После возвращения в Рязань Игорь Федоров был принят на службу сначала в налоговую полицию, а затем перешел оперативником в Госнаркоконтроль.
В опустевшем доме полковника ВДВ остаются жена и двое детей. Семье Печерских сейчас помогают другие ветераны 345-го парашютно-десантного полка. В гараже из гофрированного железа стоит автомобиль «Шевроле» российской сборки. «Игорь на машину кредит в 300 тысяч рублей взял. Теперь вот не знаю, как расплачиваться будем», -- сетует жена полковника. Маленькая дочка Игоря пока не знает, что папу посадили на долгих шесть лет. Ей сказали, что отец в очередной командировке.