Москва
3 января ‘25
Пятница

В России начинает действовать домашний арест

В 2010 году в России появится возможность отбывать наказание не в тюрьме, а дома. Эта мера наказания будет применяться к лицам, совершившим незначительные преступления. По мнению экспертов, домашняя форма наказания в первую очередь коснется чиновников-взяточников и не исключено, что породит коррупцию благодаря желающим избежать тюрьмы. Однако в любом случае закон разгрузит тюрьмы. Сейчас около трети содержащихся в СИЗО людей по решению суда признаются невиновными.

С 1 января 2010 года в России начинают действовать поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, разрешающие домашний арест. Срок отбытия ареста -- от двух месяцев до четырех лет -- предусмотрен за преступления небольшой степени тяжести: мелкие кражи, хулиганство, а также некоторые виды экономических преступлений.

Кроме того, арест будет применяться в качестве дополнительного наказания к уже отбытому сроку лишения свободы. Ограничивать передвижение человека, уже отбывшего срок за тяжкое преступление, могут еще на два года.

Колония диванного режима

«Домашние зэки» будут оставаться на воле, но для них предусмотрен целый ряд ограничений. Им будет запрещено покидать пределы своего населенного пункта, посещать клубы, рестораны, стадионы и концерты, а также выходить из дома в определенное время суток. Без согласия специального надзорного органа осужденный не сможет поменять место жительства, работы и учебы.

Находящийся под домашним арестом будет обязан являться в госорган от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Контролем за исполнением предписаний суда будет заниматься уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Проверяющие смогут и сами в любой момент наведаться к «подопечному», чтобы посмотреть, соблюдает ли он правила домашнего ареста. Функции проверки и контроля возложат на уголовно-исполнительную инспекцию ФСИН России и сотрудников МВД.

Среди средств слежения есть также электронные браслеты, перемещение которых будет отслеживаться через спутники (эксперименты по применению браслетов уже проходили в нескольких регионах России). Если осужденный попытается покинуть очерченную ему территорию, система оповещения сработает и на место тут же прибудет милицейский наряд. В квартирах осужденных также будут устанавливаться видеокамеры. В некоторых случаях слежке подлежит даже интернет-трафик осужденного, чтобы не дать ему возможности продолжать преступную деятельность.

При этом над «домашним зэком» будет постоянно висеть угроза замены наказания на реальное лишение свободы в случае нарушения запретов.

Наоборот, для соблюдающих все условия домашнего ареста предусмотрена система поощрений -- отпуск, во время которого можно посетить другой регион страны.

Испытано на людях

По оценкам экспертов, на техническое обеспечение программы домашнего ареста потребуется несколько миллиардов рублей. Однако на содержание одного заключенного государство ежемесячно тратит около 25 тыс. руб. Учитывая, что многие состоятельные граждане, нарушившие закон, с удовольствием возьмут на себя финансовые тяготы, вложения в домашний арест довольно скоро окупятся, уверены во ФСИН. Правда, технически закон сможет заработать на всей территории России лишь тогда, когда система спутникового слежения ГЛОНАСС охватит все регионы страны.

Система уже «обкатана» в ряде регионов. «Перед введением этого закона в ряде регионов проводились соответствующие эксперименты, и практика показала их успешность, -- объяснил Infox.ru член Общественной палаты России и общественного совета при ФСИН РФ правозащитник Валерий Борщев. -- Никаких технических сложностей с применением этого закона я не вижу. Тем более что и раньше у нас были условный срок и срок с отсрочкой, которые также можно назвать ограничением свободы. Так что опыт в этом направлении имеется».

Треть невиновных сидит

Эксперты относятся к новой норме настороженно. В статье 98 УПК РФ перечислены семь существующих на сегодня мер пресечения. Это подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест и, наконец, заключение под стражу. На практике же большая часть находящихся под следствием проводят это время в СИЗО.

«Несмотря на то что существует специальное постановление Верховного суда, рекомендующее судьям шире применять домашний арест, на практике он применяется крайне редко, -- рассказал Infox.ru Валерий Борщев. -- А ведь по статистике, 28% сидящих в СИЗО позднее оправдываются или получают наказание, не связанное с лишением свободы. То есть треть сидящих в СИЗО не должны там сидеть».

Взяточники выйдут

Специалисты не сомневаются, что новый закон разгрузит тюрьмы и колонии. Вопрос лишь в том, как на практике будет применяться эта норма. «Это, конечно, шаг вперед, и, конечно, он позволит сократить процент тюремного населения, правда, небольшой, -- считает эксперт Института прав человека Лев Левинсон. -- Домашний арест, на мой взгляд, прежде всего коснется лиц, совершивших должностные преступления, хозяйственные или экономические -- по взяткам. Норма затронет тех людей, у которых есть хорошая квартира, приличный доход, уважаемая должность. Людей, которым есть что терять. А это все-таки меньшая часть тюремного населения».

В свою очередь Валерий Борщев уверен, что домашний арест и ограничение свободы действительно разгрузят наши тюрьмы и колонии и снизят рецидив. «В колониях и тюрьмах огромный рецидив -- 30-40 процентов, мы воспитываем там преступников. Ведь из тех, кто сейчас находится в местах лишения свободы, 25-30 процентов не относятся к категории социально-опасных, и к ним вполне может быть применено ограничение свободы. Многие из них совершили мелкие преступления, и совершили их впервые. Им нечего делать в тюрьме», -- отметил правозащитник.

От тюрьмы не уйдешь

Обеспокоенность у экспертов, однако, вызывают некоторые положения закона -- в той части, которая касается дополнительного наказания за нарушение.

«Как основной вид наказания это хорошо, потому что это альтернатива тюремному заключению в наших условиях, -- объясняет Лев Левинсон. -- Но вот в части применения ограничения свободы как дополнительного вида наказания вопросы есть. Когда человека наказывают за то, что он не исправился, то это по сути второе наказание. То есть человека можно посадить не за то, что он что-то совершил, а за то, что он как личность совершенно не изменился. Вот человек вышел, пять лет отсидел, ему надо семью восстановить, работу найти, причем такую работу, чтобы кормила, а где такую найти? Значит, он должен где-то шабашить, извозом заниматься, а ему о каждом своем шаге нужно информировать надзорные органы. Естественно, он будет нарушать, и его будут отправлять обратно в тюрьму».

Оставляет закон и лазейки для коррупции. «Этот закон очень коррупционен, -- уверен правозащитник. -- Ведь для любого человека есть существенная разница между тем, как отбывать наказание -- дома или в колонии. Особенно для людей с деньгами. В результате из хорошего закона сделали сомнительный».

Впрочем, по мнению другого собеседника Infox.ru Валерия Борщева, закон и не должен решать проблему коррупции. «Лазейка для коррупции есть и сейчас. Суды и сейчас решают, кому сидеть, а кому нет. Закон призван разгрузить наши тюрьмы, и я уверен, что он с этой задачей справится», -- отметил эксперт.

Полная версия