Москва
25 декабря ‘24
Среда

Суд справедливых дилетантов

В Мосгорсуде начались слушания по делу бывшего присяжного Сергея Левина. На первом же заседании суд решил вернуть дело в прокуратуру для устранения нарушений. Это дело стало беспрецедентным в российской судебной практике -- никогда ранее в России на скамье подсудимых не оказывался «судья из народа».

На скамье подсудимых оказался 57-летний москвич, рабочий-электрик Сергей Левин. Весной прошлого года он был отобран в коллегию присяжных, которая разбирала в суде дело экс-главы ВИП-банка Алексея Френкеля, обвиняемого в организации убийства первого замглавы Центробанка России Андрея Козлова. Однако спустя пять месяцев, в июле 2008 года Сергей Левин был исключен из состава коллегии -- его обвинили в попытке подкупа трех коллег.

В отношении Левина Следственный комитет при прокуратуре России возбудил уголовное дело по ст. 294 УК России («Воспрепятствование осуществлению правосудия с использованием своего служебного положения»). Ему грозит до четырех лет лишения свободы. Сейчас Левин находится под подпиской о невыезде.

В понедельник судья, к которому поступило дело Сергея Левина, усмотрел в обвинительном заключении нарушения Уголовно-процессуального кодекса и направил дело в Генпрокуратуру для устранения нарушений. После этого бывший присяжный собирается требовать рассмотрения своего дела коллегией присяжных. Его защита настаивает на рассмотрении дела в другом суде, так как Мосгорсуд в данном случае является заинтересованной стороной.

Адвокат бывшего присяжного Виктор Паршуткин сообщил Infox.ru, что доволен сегодняшним решением судьи. «Судья признал материалы Следственного комитета негодными для судебного рассмотрения, -- рассказал защитник. -- Он усомнился, что в действиях Левина присутствует состав преступления, а также что он является должностным лицом. Он попросил обвинение уточнить, в чем именно выражался конфликт между моим подзащитным и судьей».

Наказал судью

Сам Сергей Левин, как ни странно, обвинений в подкупе коллег не отрицает. Он даже слегка гордится, что хотел разрушить коллегию по громкому уголовному делу, пишет журнал «Эксперт». В разговоре с журналистами Левин рассказал, что действительно предложил троим присяжным выйти из процесса, пообещав 25 тыс. руб. каждому. Свой поступок он объяснил несогласием с поведением судьи Мосгорсуда Натальи Олихвер (получила известность благодаря громкому процессу над сотрудником ЮКОСа Алексеем Пичугиным. -- Infox.ru), с которой у Левина якобы не сложились отношения. По словам Сергея Левина, служительница Фемиды игнорировала его вопросы, а на письменные запросы не обращала внимания. Обиженный безразличием к своей персоне, он в отместку и решил разогнать коллегию.

По версии обвинения, заседатель имел корыстный умысел. «Присяжный предлагал деньги с целью изменения состава коллегии присяжных для вынесения ими оправдательного приговора в отношении обвиняемого по уголовному делу об убийстве заместителя ЦБ РФ Козлова», -- говорилось в официальном сообщении Следственного комитета.

Адвокаты банкира Френкеля, в пользу которого якобы и пытался склонить мнение коллег Левин, заявили, что история с подкупом -- это заранее организованная и четко спланированная провокация в отношении коллегии присяжных. Сам присяжный отмечает, что денег для подкупа присяжных у него вообще не было.

Сильное правосудие

Это громкое дело только подлило масла в огонь жаркой дискуссии вокруг действия в России суда присяжных. Профессиональные судьи выносят менее 1% оправдательных приговоров, тогда как присяжные оправдывают подсудимых в 15% всех случаев, отмечают эксперты. Представители следствия и большая часть судейского корпуса настаивают, что российский суд, вершимый профессиональными судьями, не нуждается в услугах «судей из народа». По их авторитетному мнению, дилетанты только и делают, что отпускают закоренелых преступников на свободу, когда по глупости, когда по злому умыслу. Другой железный аргумент -- наше общество еще не дозрело.

Как утверждают противники присяжных, наиболее тревожная ситуация с подозрительно мягкими решениями сложилась на Северном Кавказе. Чего только стоит история чеченца Маирбека Шабиханова, обвиненного в нападении на колонну российских войск. Присяжные оправдали молодого человека, а через два месяца он участвовал в захвате школы в Беслане. Второго суда над Шабихановым не было -- боевика застрелили при штурме, но вопросы о беспристрастности присяжных остались.

В конце 2008 года сторонникам отмены суда присяжных в России удалось добиться того, что присяжные больше не могут рассматривать дела по государственным преступлениям. Теперь «дилетантов» не допустят до рассмотрения дел, связанных с такими преступлениями, как госизмена, шпионаж, террористический акт, массовые беспорядки, вооруженный мятеж, диверсия, организация незаконного вооруженного формирования, насильственный захват власти и захват заложника. По мысли авторов этим самым они внесли посильный вклад в дело борьбы терроризмом. Правда, так и осталось за кадром, почему из компетенции присяжных вывели статьи о госизмене, массовых беспорядках и других преступлениях против государства.

Впрочем, досталось и следователям. В марте 2009 года в Следственном комитете при прокуратуре России произошла массовая реорганизация, многие следователи были отправлены за штат. В отставку был отправлен начальник главного управления собственной безопасности следственного комитета Владимир Максименко. По одной из версий, чистка явилась следствием жесткой критики работы СКП России. Последней каплей, переполнившей чашу терпения руководства страны, стал оправдательный приговор чеченцам, обвиненным в убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.

А судьи кто?

Однако у судов присяжных есть и сторонники. Они утверждают, что проблема не в том, что «судьи с улицы» непрофессиональны, а в том, что обвинители не умеют собирать доказательства, а навыки у гособвинителей убеждать присяжных иногда гораздо слабее, чем у адвокатов. «Там, где суд присяжных, там очень жесткие требования к доказательной базе, -- рассказал в интервью Infox.ru судья в отставке, профессор Московского института экономики и права Сергей Пашин. -- Одного чистосердечного признания обвиняемого им мало, тогда как для профессиональных судей этого бывает вполне достаточно для обвинительного приговора».

Суд над Сергеем Левиным первый за 15 лет существования судов присяжных в России. В то же время ежегодно за взятки, воспрепятствование правосудию и прочие злоупотребления к ответственности привлекаются десятки профессиональных судей. Пока статистика отнюдь не в пользу специалистов.

Полная версия