Busworld Russia 2010: маленькая выставка больших машин
2 июля на Нижегородской ярмарке завершился международный автобусный салон. Очень маленьким, но очень красивым назвал мероприятие Люк Глорье, президент компании, курирующей подобные выставки в нескольких странах мира, пока преимущественно третьего.
В то время как Москва стремится занять место в ряду таких центров автомобильной моды, как Детройт, Женева и Токио, Нижний Новгород хочет походить на бельгийский Кортрейк, индийский Мумбаи, китайский Шанхай, турецкий Стамбул и бразильский Сан-Паулу. Именно в названных городах компания Busworld International регулярно проводит специализированные выставки автобусов. Договор, подписанный главой организации Люком Глорье и администрацией выставочного комплекса «Нижегородская ярмарка», предусматривает проведение в Нижнем по меньшей мере пяти таких мероприятий с периодичностью раз в два года, начиная с нынешнего и заканчивая 2018-м.
Выбор места для проведения профильной выставки не случаен, ведь столица Приволжья одновременно является и автобусной столицей страны: нижегородская группа ГАЗ контролирует сегодня три четверти данного сегмента российского рынка. В этой связи вполне логично выглядит и представленная на салоне концепция Smart Move («разумный ход»), предполагающая двойной рост количества автобусов за 10-15 следующих лет вкупе с соответствующим снижением доли перевозок на персональных автомобилях. По заявлению авторов инициативы, представляющих Международный союз автомобильного транспорта, это позволит снизить выбросы углекислого газа в атмосферу на 50 млн тонн в год. 70 стран мира уже присоединились к автобусному движению. Для России же это не только модный экотренд, но и в какой-то мере возвращение в социализм: как известно, подавляющее большинство наших городов строилось в расчете на то, что население в массе своей будет передвигаться исключительно на общественном транспорте, отсюда и все заторы на дорогах.
Наши
Увы, ГАЗ, основоположник жанра, он же хозяин поля, выступил на выставке более чем скромно, представив лишь несколько модификаций давно известной «Газели Бизнес». Куда более впечатляющими оказались экспозиции «вассалов», входящих в холдинг «Русские автобусы»: к примеру, Ликинский автобусный завод привез в Нижний Новгород низкопольную городскую модель 5292/6213 в обычном и сочлененном исполнениях вместимостью от 90 до 145 человек. Главная особенность новинки -- двигатель, работающий на газе, в блоке со специальной экономичной АКПП ZF EcoLife. Результат -- эксплуатационные показатели, перекрывающие нормы «Евро-5», что позволяет разработчикам называть данный автобус одним из самых экологичных в мире.
Чуть скромнее в этом плане выглядит новый ярославский турбодизель ЯМЗ-534 -- всего лишь «Евро 4», зато его носитель, свежая разработка автобусостроителей из города Павлово, разительно отличающаяся от «пазиков», знакомых многим до боли в прямом смысле слова. Речь не только о новом дизайне: колесная база машины городского и пригородного сообщения выросла до 4,76 м, длина -- до 8,56-8,8 м, пассажировместимость составляет от 50 до 60 человек в зависимости от модификации. Конечно, многие технические новации, использованные в павловской новинке, революционны только по российским меркам, но по крайней мере выглядит автобус не хуже многих аналогов-иномарок.
Иномарки
Несмотря на присутствие на открытой площадке роскошного 14-метрового лайнера MAN Lion’s Coach, свой международный статус выставка оправдала в первую очередь наличием солидных экспозиций турецких и китайских производителей. Причем и здесь акцент делали на экономичность: так, Otokar (Турция) и Yutong (Китай) в качестве главной изюминки преподносили электромагнитный замедлитель-ретардер, позволяющий беречь тормозные механизмы -- подобные системы давно знакомы водителям дальнобойных большегрузов. А турецкий Karsan, выпускающий небольшие переднеприводные автобусы своеобразной внешности на лицензионных агрегатах Peugeot, даже удостоился предложения от губернатора Валерия Шанцева разместить сборочный завод в Нижегородской области. Должно быть, совсем плохи дела у «Газели», коль скоро прямо у нее под боком собираются плодить конкурентов.
Второй эшелон
Между тем конкуренция «Русским автобусам» существует и со стороны более близких производителей, и главное преимущество здесь, как правило, сравнительно низкая стоимость. В этой лиге играют украинский «Эталон» с гаммой автобусов среднего класса, трогательно называемых «Подснежник», «Ромашка» и т. д., и белорусский МАЗ, который привез в Нижний две большие городские машины, аналоги вышеописанных моделей ЛиАЗа. Обширную экспозицию, занявшую отдельный павильон, выставил башкирский НЕФАЗ, а по соседству расположились автобусы Hyundai класса наших «пазиков», собранные в городе Ленинске-Кузнецком и продвигаемые под брендом «КузбассАвто». Короче говоря, налицо все условия для построения автобусного рая если не во всей России, то по крайней мере в отдельно взятом регионе, где заторы на дорогах зачастую не уступают столичным.