24 июня Alfa Romeo исполняется 100 лет. Вся история компании неразрывно связана с автоспортом. Даже те, кого нельзя назвать фанатами автомобилей, знают, что только две марки по праву достойны носить на бортах своих машин обжигающий красный цвет rosso corsa, и одна из них - Alfa Romeo.
Всем автопроизводителям было известно, что лучший способ продвижения продукции на рынок -- удачные спортивные выступления. В довоенные годы Alfa удалось добиться многого. С одной стороны, благодаря грамотной стратегии, нацеленной на рациональность и стремление добиться максимальной отдачи от двигателей небольшого объема, а значит, и скромной массы. С другой -- благодаря таланту Энцо Феррари, принятого в компанию малоизвестным гонщиком и образовавшего впоследствии свою «конюшню», много лет защищавшую спортивную честь Alfa. Во многом благодаря его усилиям логотип команды -- четырехлистный клевер превратился в нечто большее, чем просто символ. Легендарные трассы Le Mans, Targa Florio и Mille Miglia покорялись Alfa одновременно.
Вторая мировая внесла коррективы в деятельность компании. Предприятия, способные выпускать военную продукцию, подвергались массированным бомбардировкам. Но Alfa еще повезло. В отличие от, скажем, Piaggio, которые до войны выпускали самолеты, а сразу после -- кастрюли (впоследствии прославились мотороллером Vespa), цеха Alfa Romeo были разрушены «всего» на 60%. Не без труда восстановив производство, руководство компании приняло решение возобновить спортивные выступления. Построенные еще до войны несколько экземпляров гоночных машин приняли участие во вновь образованном чемпионате «Формула-1».
К началу 50-х спортивную программу после победы в королевских гонках красиво свернули. Но спустя всего три года нашлись «несогласные», образовавшие компанию Autodelta, целью которой было возвращение Alfa в гоночную среду. Прошло немногим менее десяти лет, и машины, подготовленные Autodelta, стали диктовать условия почти по всем направлениям сразу. И формула, и ралли, и даже монокубки, образование которых говорит даже не о популярности, а об искренней любви к марке. Все это привело едва ли не к доминирующему положению в последующие двадцать лет. А компания Autodelta в наши дни стала «придворным тюнинговым ателье».
В России Alfa тоже отметилась в автоспорте. Болиды «Формулы Русь» оснащались итальянскими двигателями и отлично себя зарекомендовали. А вот продажи серийных машин в нашей стране «не пошли». И дело даже не в отрицательном имидже якобы ненадежных машин. Основной прокол допустили дилеры. Пойдя вразрез с основной тактикой компании, которая культивирует образ красивейших машин со спортивными корнями, отечественные продавцы сделали ставку на гламур.
Отстроив симпатичные шоу-румы, они стали ждать покупателей, предлагая автомобили едва ли не вдвое дороже реальной стоимости. Покупатели не торопились переплачивать, что привело к провальным цифрам продаж -- порядка полутора тысяч реализуемых машин в год. В то время как на родине цифры переваливали за четыреста тысяч.
Просуществовав всего несколько лет, в 2009 году представительство компании заявило о собственном расформировании, обязанности по обслуживанию машин взвалив на дилеров Fiat.
Возможно, компания еще вернется. Рецессия рано или поздно все же сойдет на нет. Отчего бы не вернуть себе перспективный рынок, ведь к тому моменту весь модельный ряд имеет шансы полностью обновиться. Вот только дилеров в следующий раз стоит выбирать адекватных. Впрочем, достоверной информации по этому поводу нет. Зато известно, что у компании юбилей. С днем рождения, Alfa Romeo.