Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Наркотестеры вызовут новую волну взяток

Предложение оснастить инспекторов ГИБДД наркотестерами скептически воспринято многими автолюбителями. Однако специалисты, в том числе и некоторые правозащитники, полагают, что проверять водителей на содержание наркотиков просто необходимо, но окончательный диагноз может поставить только врач.

То, что употребление наркотиков вредно и противозаконно, – прописные истины. Но в случае, когда заходит речь о наркоманах за рулем, проблема становится еще серьезнее. Такие водители, не контролируя себя, могут спровоцировать аварию, чреватую самыми тяжкими последствиями.

Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, выступивший на днях за производство наркотестеров для сотрудников ГИБДД, ссылается на зарубежный опыт и говорит, что «в Европе и США использование анализаторов для проверки водителей на наркотики уже давно и прочно вошло в повседневную практику». По словам Виктора Иванова, сотрудники ГИБДД и сейчас выявляют водителей, которые ездят за рулем в состоянии наркотического опьянения. И в прошлом году 31 тыс. человек лишили прав за езду «под кайфом». Однако сейчас определить наркотическое опьянение гаишник может чаще всего лишь «на глаз», так как наша промышленность не производит такие тестеры. И поэтому ГИБДД требуется специальный инструментальный контроль, который поможет выявлять наркоманов.

«Если будут анализаторы, это позволит повысить эффективность проводимого исследования», – заявил Виктор Иванов. Он также сообщил, что Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков уже разместила заявку через правительственные структуры на создание такого анализатора. Был даже проведен конкурс на разработку подобных устройств, которые смогут быстро анализировать слюну человека на присутствие в ней метамфетаминов, каннабиоидов и опиатов.

Однако автолюбители с опаской относятся к новой инициативе властей. Ведь в этом случае могут значительно участиться провокации со стороны сотрудников ГИБДД. Да и погрешность подобных приборов может быть очень высокой. Но самое страшное для водителей – наркотестеры могут показывать присутствие запрещенных веществ в организме даже через месяц после того, как человек употребит легкие наркотики.

Известно, что наши соотечественники любят отдыхать в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Там россияне с удовольствием попивают экзотические напитки, курят кальян. А в Европе, точнее в Голландии, редкий турист из России обойдет знаменитые кофейные заведения (сoffee shops), где свободно продают легкие наркотики.

Никто даже не предполагает, что спустя 2-3 недели медицинское обследование обязательно покажет пусть малую, но вполне очевидную дозу запрещенных препаратов. И результат будет однозначным – лишение водительских прав на два года.

В беседе с одним из автолюбителей, материал на которого направили в суд, известный журналист Юрий Гейко долго допытывался, сколько раз на отдыхе молодой человек курил кальян. Тот вначале говорил, что «согрешил» всего-то разок, но припертый к стенке материалами более тщательного медицинского исследования сознался, что каждый вечер прикладывался к любимому сосуду. А потом удивлялся, что спустя несколько недель в его организме остались наркотические вещества.

«Что же теперь, и расслабиться нельзя?» – недовольно вопрошал молодой человек, понявший наконец, что «отмазаться» в суде он не сможет.

Расслабиться можно и без наркотиков. Это единственный совет, который можно дать обладателям водительских удостоверений, собирающимся отдохнуть на полную катушку. Ведь если алкоголь держится в организме несколько часов, максимум – пару суток, то наркотики выявляются даже через месяц, а то и больше.

Впрочем, любые проверки должны основываться на твердой законодательной базе. Если наличие алкоголя в крови может объясняться свойствами самого организма, то наркотические вещества могут попасть в кровь и мочу только извне. Однако иногда их употребление связано с приемом лекарственных препаратов. А в таких случаях необходимы четкие правила, которые либо запрещают, либо разрешают вождение. Выписывая рецепт, врач должен объяснить пациенту, что ему нельзя садиться за руль, причем длительное время. В противном случае пациент может и не догадываться, что прописанное ему средство может содержать наркотические вещества.

Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин поддержал инициативу Виктора Иванова, так как «самую большую опасность пьяные водители представляют именно для других автомобилистов». Похмелкин уверен, что подавляющее большинство законопослушных автомобилистов выступают «за то, чтобы пьяных и наркоманов с дороги убрать». А вот заместитель Похмелкина адвокат Леонид Ольшанский считает, что согласно КоАП РФ проходить тест на состояние любого вида опьянения – это право гражданина, но не его обязанность. Кроме того, заключение о состоянии человека может дать только врач на основании комплексного медицинского обследования. Ольшанского поддержал лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, полагающий, что наркотестер может стать еще одним инструментом для вымогательства взяток у автолюбителей.

Наверное, сотрудников ГИБДД можно вооружить прибором, который бы мог достоверно и объективно показать наличие или отсутствие в моче или слюне водителя наркотиков. При этом такой прибор должен пройти независимую экспертизу, в ходе которой будет установлено, что он действительно фиксирует состояние наркотического опьянения, а не служит орудием произвола в руках сотрудника ГИБДД, который готов отобрать права (или не отбирать их – за кругленькую сумму) даже при наличии у водителя минимальной дозы наркотического вещества.

Напоминаем, что сейчас санкции за вождение автомобиля в состоянии наркотического опьянения устанавливаются статьей 12.8 КоАП РФ (лишение прав на срок от полутора до двух лет). При этом порядок определения того, употреблял ли водитель наркотики, утвержден приказом Минздрава РФ №308. В нем говорится, что провести подобный тест могут лишь медики, сделав «химико-токсикологическое исследование». Поэтому любые приборы могут использоваться инспекторами ГИБДД лишь для первичного анализа, после которого при необходимости водитель должен направляться на лабораторное обследование.

Полная версия