Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Обгонять надо с умом

Трасса M2 (Москва—Симферополь) считается одной из самых востребованных. По ней двигаются не только спешащие в Крым отпускники, но и грузовой транспорт, причем нередко длинномерный. Кроме того, она соединяет сразу несколько региональных центров: Тулу, Орел, Курск, Белгород. До сих пор на ней, как и на других федеральных трассах, остается немало участков с двухполосным движением, где обгон связан с довольно значительным риском для жизни.

О том, что обгон по встречной полосе в нарушение ПДД карается лишением прав, знают практически все водители. Между тем они продолжают нарушать правила. На днях нам довелось проехать от Москвы до Орла и обратно. На небольшом участке нам встретилось несколько аварий с тяжелыми последствиями, каждая из которых произошла из-за неправильного обгона с выездом на встречную полосу.

Давайте еще раз вспомним, что обгон по встречке запрещен в следующих случаях:

1) если обгон вообще запрещен дорожным знаком;

2) если встречная отделена одинарной или двойной сплошной линией;

3) на перекрестках;

4) в конце подъема или в других местах с недостаточной видимостью;

5) на дорогах с четырехполосным движением (2+2) или если встречная полоса является третьей полосой на трехполосной дороге.

Согласно пункту 11.1. ПДД прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:

• полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

• следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

• по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Выезжая по прерывистой разметке на встречку, можно завершить обгон и через сплошную линию. Трактоваться это может в каждом конкретном случае по-разному. Кто-то может проехать пять километров вдоль сплошной и сказать, что завершал маневр, -- но тогда у него наверняка заберут права. А вот если водитель чуть-чуть наехал на начавшуюся сплошную линию, то его, по идее, не должны наказывать. Но конкретной мерки этого «чуть-чуть» в правилах нет, здесь-то и может таиться загвоздка.

Попавший недавно в такую ситуацию водитель вначале удивился, что на представленной в суд видеозаписи не было начала обгона, гаишники зафиксировали только конец обгона через сплошную. А такие доказательства трактуются не в пользу лица, обвиняемого в административном правонарушении: в 90% случаях суд признает автомобилиста виновным с формулировкой «водитель неверно рассчитал возможность для маневра».

В учебниках и пособиях по безопасному вождению обычно советуют не начинать обгон, двигаясь вплотную за обгоняемым. От него надо держаться на таком расстоянии, чтобы была полностью видна встречная полоса метров на 300 вперед. Если полосы не видно -- не обгоняй!

Когда на дороге установлен знак «обгон запрещен», независимо от разметки выезд на встречку не допускается. Надо дождаться окончания зоны действия знака «обгон запрещен», даже если опасный участок закончился и пошла прерывистая разметка. Иначе можно лишиться прав, несмотря на указания должностных лиц ГИБДД трактовать в пользу водителя расхождения между знаками и разметкой.

В июне 2008 года главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения по субъектам РФ было направлено указание № 13/6-120 о несоответствии линий горизонтальной разметки требованиям дорожных знаков, в котором отмечалось, что «участились случаи поступления в департамент ОБДД МВД России жалоб и обращений граждан по вопросу привлечения их к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, связанное с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. При этом в описываемых ситуациях линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям дорожных знаков».

Речь идет, в частности, о случаях, когда на дорожном покрытии имеется горизонтальная разметка 1.5, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, и установлен дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» без указания зоны действия введенного ограничения либо установки дорожного знака 3.21 «Конец запрещения обгона».

В ОБДД МВД считают, что «данное сочетание вышеуказанных технических средств организации дорожного движения недопустимо» и что должны быть выполнены указания министра внутренних дел РФ от 1 августа 2007 года № 1/6080 «в части исключения фактов необоснованно установленных дорожных знаков и примененных линий разметки проезжей части».

Однако в данном документе говорится лишь об ответственности должностных лиц, не выполняющих предписания МВД. Водитель не освобождается от ответственности, если он нарушил ПДД в таком неверно «размеченном» месте.

Особенно опасны для движения мелкие перепады высоты. На вроде бы ровной дороге из-за горки может внезапно появиться встречный автомобиль, двигающийся с большой скоростью. Он заведомо не успеет затормозить, если вдруг увидит препятствие. Поэтому на двухполосной дороге обгон в конце подъема запрещен.

Что же делать, если начатый по всем правилам обгон не удалось завершить вовремя? В большинстве случаев надо притормозить и вернуться на свою полосу там, где удлиняющаяся прерывистая разметка предупреждает, что скоро ее заменит сплошная линия.

Лучше прервать свой маневр, чем чью-то жизнь.

Напоследок чисто технические советы.

Если вы все-таки решились на обгон по встречной полосе, то надо включить левый поворотник, посмотреть в левое зеркало, переключиться на пониженную (четвертую или даже третью) передачу и нажать на педаль газа. Ускоряться нужно заранее, еще до того, как проедет последняя в колонне встречная машина. Само опережение должно занять по времени несколько секунд, причем чем меньше -- тем лучше. Пока не начали возвращаться на свою полосу, держите левый поворотник включенным. Это сигнал для встречных. Возвращаться на свою полосу следует после того, как обгоняемый стал виден в правое зеркало. При этом нужно включить правый поворотник.

Полная версия