Российских водителей воспитают японцы
Современные автомобили настолько технически сложны, что порой могут представлять опасность для неподготовленных водителей. Для того чтобы подготовить новичков к правильному использованию продукции, многие автопроизводители открывают школы водительского мастерства. Но подход к обучению везде разный.
Сейчас фирменными курсами экстремального вождения никого не удивишь. Audi тренирует своих клиентов в Яхроме, BMW – на Ходынке, Mazda – в Мячкове и Тушине. Оказывается, даже у Honda есть свои курсы повышения мастерства. Только подход у каждой школы -- свой.
Mazda делает ставку на профессиональных гонщиков, которые передают навыки ученикам. Это немного напоминает школу боевых искусств: сенсей наставляет на путь истинный юных последователей. Отсюда и выбор дислокации для Mazda Sport Academy – все курсы проходят в Мячкове, чуть ли не единственном кольцевом треке в России.
Руководит курсами Олег Кессельман. Многие буквально испытывают трепет перед этим профессиональным гонщиком. Действительно, после даже краткого инструктажа, в ходе которого Олег детально рассматривает типичные ошибки начинающих пилотов, некоторые вещи становятся понятнее. Например, прохождение поворота после длинной прямой. Здесь главное — вовремя оттормозиться, дабы занять оптимальную траекторию на входе в вираж. Если не переборщить со скоростью и сделать все правильно, можно сэкономить несколько секунд на круге. В результате после нескольких упражнений любой водитель гораздо лучше чувствует автомобиль и реально улучшает показатели по скоростному вождению.
Для Mazda логично держать такие курсы. В модельной гамме компании есть такие суровые модели, как Mazda3 MPS – 260 сил при переднем приводе в легком кузове хэтчбека гольф-класса — это очень серьезная энерговооруженность. При продаже таких машин подобные курсы нужно сделать обязательными, чтобы водитель мог контролировать автомобиль в любой ситуации.
Но ведь есть и «простые» модели, не требующие особых навыков пилотирования. Автомобили, созданные для семейного использования, с не самыми мощными моторами, с мягкой подвеской.
Многие водители, наработавшие стаж хотя бы в три года, думают, что уже полностью владеют всеми приемами вождения. Многим ведь не нужны рекорды круга и прохождение апекса на грани сцепных свойств резины. Подавляющее большинство используют автомобиль только в качестве транспорта в большом городе. И здесь уже необходимы совершенно другие навыки.
Именно это и осознали в Honda еще в 70-х годах, когда первые фирменные курсы вождения появились в Японии. В 2006 году они добрались и до России. Но подход Honda к обучению водителей коренным образом отличается от других «фирменных» школ.
Создать школу вождения японцев вынудило стремительно растущее количество смертей в авариях. В 1976 году при парке автомобилей в 14 миллионов единиц в Японии погибло более 14 тысяч человек. В 2009-м — менее 5 тысяч при 78-миллионном автопарке. Для сравнения инструкторы Honda Safety Russia приводят цифры в России — 26 тысяч человек при куда более скромном автопарке. Статистика ужасающая.
Основное отличие школы Honda в том, что она воспитывает не только навыки вождения, но и социальную ответственность водителей. Каждый обладатель мощного современного седана должен не только хорошо управлять им, но и сознавать, что является элементом транспортного потока, в котором все его действия должны быть продуманны и безопасны.
Японцам в этом плане повезло куда больше. Там будущих водителей начинают воспитывать еще с малолетства. В школах детей учат ездить на велосипеде, попутно приучая к соблюдению правил дорожного движения. Далее даже получение прав в юношеском возрасте сопровождается семинарами. И так буквально на каждом этапе жизни японца.
Другой аспект обучения в Honda Safety Russia – ежедневные элементы управления автомобилем. Например, парковка в стесненных условиях, заезд в гараж и так далее. Многим водителям кажется, что это уже давно приобретенный опыт и подобными глупостями заниматься — только время тратить. Но нет -- простейший маневр — заезд на крупном Honda Pilot в гараж в стесненных условиях -- поставил в тупик даже опытных журналистов. В результате через несколько минут Pilot все равно был в условном гараже, но было потрачено драгоценное время.
После инструктажа тот же маневр выполняется в два-три приема, быстро и без риска. А надо всего-то запомнить несколько простейших элементов: поворачивать руль только на стоящей машине и ориентироваться по зеркалам. Элементарно.
Мало кто задумывается, с какой стороны надо походить к машине — спереди или сзади. А есть огромная разница. Подходя к водительской двери сзади, в случае надвигающейся опасности мы можем потерять до пяти секунд на реакцию и действия просто потому, что опасность — за спиной. Подходя спереди, мы заранее оцениваем всю обстановку. Просто -- но ведь мало кто об этом задумывается в реальной жизни.
Как проверить уровень масла в автомобиле с автоматической коробкой? Как правильно пристегиваться? Это лишь малая доля вопросов, которые могут поставить в тупик многих водителей. Есть и часть курса, демонстрирующая работу электронных систем автомобилей Honda, – но подобные курсы есть у многих. Главное отличие Honda Safety Russia – что эти курсы бесплатны для всех. Записаться на них можно у любого официального дилера Honda в России. Более того, если вы собираетесь приобрести Honda – вам обязаны предложить повысить свое мастерство на этих курсах, попутно объяснив несколько элементов безопасности «на месте».
А вот за обучение в Mazda Sport Academy придется платить, поскольку эти курсы дают навыки профессионального спортивного пилотирования. Совершенно иной подход, иная цель.