Москва
3 января ‘25
Пятница

Стрельба на трассе: делать выводы рано

Первые комментарии по поводу перестрелки сотрудников ГИБДД с нетрезвым водителем в Челябинской области заставляют по-новому отнестись к заявлению министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, который пообещал, что МВД «пойдет по пути минимизации контакта сотрудников милиции с гражданами».

В идеале всех сотрудников дорожной милиции, низкое качество работы которых признал сам министр, следовало бы заменить видеотехникой, которая не жалуется на тяжелые условия труда и работает настолько добросовестно, насколько это позволяет качество ее сборки и программного обеспечения. Однако, увы, нет пока в арсенале МВД технических средств, которые могли бы выявить уровень алкоголя в крови водителя и при необходимости автоматически лишить его права снова сесть за руль.

В минувшие выходные, как сообщила пресс-служба ГУВД по Челябинской области, пьяный водитель расстрелял картечью южноуральских гаишников на трассе Вахрушево-- Долгодеревенское. Экипаж дорожно-патрульной службы остановил автомобиль Chevrolet Niva. За рулем машины находился мужчина 1968 года рождения, который, как предположили сотрудники ГИБДД, был пьян. Инспекторами ДПС был составлен административный протокол и вызван эвакуатор для принудительной транспортировки автомобиля на штрафстоянку. «В ответ на это водитель «Нивы» подошел к своему автомобилю, достал помповое охотничье ружье 12-го калибра и произвел несколько выстрелов в сотрудников милиции. Автоинспекторы применили табельное оружие, в результате чего водитель был ранен», — говорится в сообщении.

Краткое сообщение пресс-службы дополнил вскоре начальник ГИБДД по Челябинской области Сергей Курышев. По его словам, пьяный водитель, который покушался на жизнь сотрудников ГИБДД, выстрелил в них из ружья не менее семи раз. А когда стрелявший попытался скрыться, милиционеры произвели в его сторону не меньше 16 выстрелов.

Ссылаясь только на официальные сообщения, мы хотим избежать неточностей и образных высказываний. Попробуем исходить только из милицейской сводки. Если водитель был действительно пьян, то почему инспекторы вызвали эвакуатор, составив всего один протокол? Ведь они вначале должны были убедиться, что присутствуют признаки алкогольного опьянения, затем составить соответствующий протокол, затем найти понятых и составить протокол об отстранении водителя от управления, затем направить его на медицинское освидетельствование. И только в том случае, если медики найдут у водителя больше 0,3 промилле (эту норму еще не отменили), отобрать его водительское удостоверение, выдать вместо него временное разрешение и лишь после этого начинать процедуру эвакуации. За время, которое требуется для экспертизы, водитель мог вызвать человека, имеющего право управлять его «Нивой», чтобы обойтись без эвакуации. А если бы медики признали, что водитель вовсе не пьян, а, скажем, просто раздражен и утомлен, его должны были бы вернуть к его автомобилю и извиниться.

Похоже, ничего этого гаишники не сделали. Составив только один протокол, они стали угрожать эвакуацией, чем довели водителя до белого каления. Даже если он действительно находился «под мухой», никто не мог лишить его законных прав до того момента, когда состояние опьянения будет подтверждено официально.

Нетрудно предположить, что неправомерные требования гаишников были косвенным вымогательством, с которым сталкиваются многие российские водители. Но на Южном Урале общее негативное отношение к сотрудникам ГИБДД было пару месяцев назад подогрето инцидентом, в ходе которого инспекторы ДПС обматерили и избили 29-летнего челябинца, везшего на автомобиле жену с послеродовым кровотечением. Его не только не сопроводили в больницу, но и фактически заставили бросить истекающую кровью жену, увезя в отделение милиции.

Когда выяснилось, что управление ГИБДД по Челябинской области не собирается наказывать своих сотрудников, челябинцы начали готовить митинг протеста против произвола работников ГИБДД. Сергей Курышев и после этого не ушел в отставку, а взаимная ненависть южноуральских автомобилистов и гаишников выплеснулась в интернет, где в комментариях обе стороны не стесняются в выражениях.

Создается впечатление, что водитель «Нивы» решил остановить гаишников самостоятельно. И он был вправе это сделать, если руководствовался знаменитой рекомендацией Нургалиева давать отпор милиционерам, когда они действуют незаконно. Еще раз повторим, что предположение о незаконности решения эвакуировать машину мы сделали лишь прочтя сообщение пресс-службы ГУВД. А ведь могут быть еще нюансы.

Словом, очевидный на первый взгляд инцидент оказывается довольно запутанным, когда начинаешь всматриваться в детали. Будем надеяться, что тяжело раненный гаишник выздоровеет и что суд разберется, что же на самом деле произошло на трассе Вахрушево–Долгодеревенское, был ли водитель пьян и кто на самом деле стал стрелять первым.

Полная версия