Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Автонавигаторы не всегда полезны

На российских дорогах все чаще можно встретить автомобили, оборудованные GPS-навигатором. Прибор, рассчитывающий маршрут и указывающий водителю, когда и где ему нужно сделать тот или иной поворот, может быть штатным (установленным производителем автомобиля) или купленным отдельно. В любом случае от него может быть не только польза, но и вред.

У навигатора два вида подачи информации -- звуковой и визуальный (графический). И тот и другой может отвлечь внимание водителя, причем в самый неподходящий момент. Голос электронного штурмана может заглушить не только музыку из магнитолы, но и сигналы, подаваемые другими участниками дорожного движения. А если пристально вглядываться в изображение на экране, нетрудно пропустить красный сигнал светофора или какой-то запрещающий знак. Вот почему навигатор, помогающий опытному водителю, который не знает особенности маршрута, может сильно навредить новичку, еще не имеющему навыка охватывать периферийным зрением всю дорожную обстановку.

Кроме того, пока ни один навигатор не в состоянии учесть все изменения схем проезда, вносимые дорожными службами. А такие изменения появляются регулярно, и не только в Москве, где улицы с двусторонним движением превращаются в ловушки для простаков, когда с какого-то момента там разрешается проезд только в одном направлении.

Инициатива властей заставляет терять самообладание водителей, привыкших доверять своей электронной игрушке. Ведь если водитель, следуя совету навигатора, проехал под «кирпич», то отвечать по всей строгости закона будет именно человек, а не его «умный» прибор.

Грубо нарушить правила дорожного движения навигатор советует в тех случаях, когда на картах в приборе еще не зафиксирована установка нового запрещающего знака. «Через 50 м поворачиваем направо», -- подсказывает навигатор, и водитель послушно сворачивает. А там висит запрещающий знак. И проехать нельзя, и развернуться проблематично. А если тут же дежурит наряд ДПС, то ссылки на прибор не помогут: по ст. 12.15.4 КоАП прав можно лишиться на полгода.

В Адвокатской палате Москвы рассказали об автолюбителе, который, двигаясь по проложенному прибором маршруту, был оштрафован за пересечение сплошной линии разметки. Прав незадачливого водителя не лишили, так как его нарушение подпадало под ч. 3 ст. 12.15 КоАП, а не под роковую четвертую часть той же статьи. Однако он решил переложить ответственность за свои действия на продавца навигатора и попросил адвоката подготовить исковое заявление в суд, чтобы возместить свои затраты. Юрист отсоветовал ему подавать иск к продавцу товара о взыскании уплаченного штрафа, посчитав, что такой иск не подлежит удовлетворению, поскольку в подобной ситуации отсутствуют условия для привлечения продавца к гражданско-правовой ответственности.

Дело в том, что в соответствии с положениями ГК и Закона о защите прав потребителя продавец несет ответственность за недостатки, обнаруженные в приобретенном товаре. При этом если речь идет о недостатках, выявленных в сложных технических устройствах, то может быть назначена экспертиза данного устройства.

Экспертиза покажет, что прибор полностью исправен. А неверный маршрут объясняется тем, что покупатель вовремя не обновил карты, установленные в навигаторе.

Впрочем, даже если в приборе совсем свежие карты, они могли не учесть замену прерывистой линии разметки в данном месте на сплошную, если карта выпущена в продажу раньше, чем изменилась дорожная схема.

Однако предположим, что составители карты действительно ошиблись и проложили маршрут в нарушение требований дорожных знаков и разметки. Какие юридические последствия может иметь такая ошибка?

К сожалению, ссылка водителя, нарушившего ПДД, на ошибочные данные навигатора не имеет правового значения. Водитель, управляющий транспортным средством, в соответствии с п. 1.3 правил дорожного движения РФ обязан знать и соблюдать «требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами». Советами автонавигатора или каких-то третьих лиц водитель может руководствоваться только в том случае, если они не противоречат требованиям знаков и дорожной разметки. Ссылки на данные навигатора, равно как и на маршрут, проложенный какой-либо компьютерной программой, не могут рассматриваться как обстоятельство, устраняющее и даже смягчающее ответственность водителя за нарушение ПДД.

Вот если знаки и разметка отсутствуют, тогда другое дело. В этом случае водитель просто не может быть привлечен к административной ответственности. Но не потому, что он следовал указаниям прибора, а потому, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Полная версия