ГАЗ М-20 стал по-настоящему народным автомобилем. Не потому, что его мог купить каждый, - с этим как раз возникали проблемы. Его любили, потому что он появился очень вовремя.
В стране, еле уцелевшей после разрушительной многолетней войны, сделали автомобиль, не то что не уступавший капиталистическим аналогам, а даже во многом их превосходивший.
Сейчас этот автомобиль вызывает не менее теплые эмоции, чем раньше. Первое же впечатление от той машины, которую мы нашли, это запах. Его поймут и будут жадно вдыхать те, кто в детстве ходил в дедушкин гараж и сидел за рулем его «Волги». Непередаваемый букет из запаха бензина, металла, пластика, краски -- не то фенольное безобразие, что царит в новых отечественных автомобилях.
Спереди и сзади -- по дивану. Мягкому, почти домашнему. И даже несмотря на возраст -- нашей «Победе» исполнилось 55 лет, -- уютно. Быть может, это впечатление складывается за счет контраста с современными интерьерами из пластика или гордости за техническое наследие дедов, но сидеть и спереди, и сзади удобно, как на любимом диване.
Заводится М-20 с ножного стартера, а управлять ею и вовсе целый процесс. Коробка передач без синхронизаторов, перебирать передачи нужно через нейтраль с перегазовкой, а расположен рычаг так, что оказывается аккурат под моей правой коленкой. Но ведь тогда все делалось для среднего советского человека, а мой рост куда выше среднего.Среднестатистическому шоферу будет вполне сносно.
От 52-сильного мотора нельзя ждать особой прыти, но ездить по городу все же можно, если вытерпеть вой мотора и заднего моста с прямозубыми шестеренками. Тормоза на удивление адекватны и по усилию на педали, и по срабатыванию. В общем, немного теории для подготовки -- и за руль может сесть любой успешно сдавший экзамен в ГАИ.
До наших дней дожило не так уж много машин в оригинальном состоянии. Как правило, встречаются кузова М-20 на шасси «Волги» с переделанным салоном, иногда с современными колесами. Они удобнее в повседневном использовании, но уже не так ценятся.
После одного дня в компании этого авто и его владельца стало ясно, что лучшего названия для машины газовцы в свое время придумать и не могли бы. Ходит легенда, что сначала ее хотели назвать «Родиной», но сам генералиссимус запретил это и нарек ее «Победой». Это и правда была победа советского автопрома: во время войны горьковчане сумели разработать надежный, экономичный и во многом прогрессивный аппарат, который потом копировали еще долгие годы.
Технические характеристики
Двигатель
Производитель: ГАЗ
Марка: М-20
Тип: карбюраторный
Объем: 2120 куб. см
Максимальная мощность: 52 л. с. при 3600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 125 Н·м
Конфигурация: рядный, четырехцилиндровый
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Ход поршня: 100 мм
Диаметр цилиндра: 82 мм
Cтепень сжатия: 6,2
Система питания: карбюратор К-22Е (до середины 1955 года -- К22А)
Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3
Трансмиссия
механическая, 3-ступ.;
сначала с рычагом в полу и валами от М-1, не синхр.;
позднее (с 1950 года) с синхр. на II-III передачах, аналогична КПП ГАЗ-21 и «ЗиМу»
Габариты
Длина: 4665 мм
Ширина: 1695 мм
Высота: 1590-1640 мм
Клиренс: 200 мм
Колесная база: 2700 мм
Колея задняя: 1362 мм
Колея передняя: 1364 мм
Масса: 1350 кг
Динамика
Макс. скорость: 105 км/ч
Разгон до 100 км/ч: 46 с