Летние шины: десять новинок сезона
К каждому новому сезону производители шин обновляют модельные ряды, иногда весьма радикально. Нынешним летом обошлось без сенсаций, но десяток актуальных новинок найти удалось.
Ранее считалось, что распространение шин с асимметричным протектором сдерживается сложностью их монтажа в условиях конвейера: внешняя сторона покрышки не должна оказаться на внутренней стороне обода. Зато уже смонтированные колеса можно ставить на автомобили не глядя на направление вращения – и мы все чаще видим надпись Outside на боковинах резины так называемой первичной комплектации. Из шиномонтажных мастерских иногда еще выезжают машины, щеголяющие маркировкой Inside на видимой стороне покрышек, но сегодня это уже скорее исключение из правила.
Второй эшелон
Асимметричный протектор прочно обосновался на рынке шин, и лишь в секторе бюджетной резины он по-прежнему на равных конкурирует с симметричным и ненаправленным рисунком, не предъявляющим никаких особых требований к монтажу. В нашем обзоре эту конкуренцию иллюстрируют две покрышки марок, традиционно относимых к производителям «второй линии»: чешский Barum – «дочка» гиганта Continental, и французский Kleber – часть империи Michelin. Barum планомерно переводит свою линейку на асимметричную схему: вслед за «старшим» семейством Bravuris протектор с различными свойствами внешней и внутренней зон получила модель Brillantis, предназначенная для малолитражек. Пока Brillantis 2 доступен в довольно узком диапазоне размеров с посадочным диаметром от 13 до 15 дюймов, с индексами скорости Т (190 км/ч) и Н (210 км/ч) и высотой профиля от 60 до 70 процентов. По уверениям Barum, повышенная жесткость плечевых блоков Brillantis 2 способствует улучшению управляемости автомобиля, работая в основном в поворотах, а центральная и внутренняя части протектора, изрезанные извилистыми канавками и тонкими ламелями, отвечают за устойчивость, эффективность торможения и отвод воды из пятна контакта.
Средний класс
Тот же Kleber помогает нам перебросить мостик в следующую ценовую категорию. В самой «крутой» для этой шины размерности 205/55 R16 ее цена — примерно три 3,5 тысячи рублей, всего на сотню-другую меньше, чем у Kumho Ecsta LE Sport KU39, для которой данный размер, напротив, один из начальных. Корейцы позиционируют свою новинку как модель премиум-класса, относящуюся к категории UHP (Ultra High Performance), что вполне естественно при скоростном индексе Y (до 300 км/ч) и посадочных диаметрах от 16 до 19 дюймов. Эта асимметричная покрышка с лаконичным дизайном призвана заменить в модельном ряду Kumho модель Ecsta MX с направленным протектором, ее ниша — между экстремальным асимметричным же полусликом Ecsta XS и более доступной Ecsta SPT, которая пока сохраняет направленный дизайн. Кстати, LE Sport KU39, как и Barum Brillantis 2, уже испытана экспертами ADAC, и она тоже заняла девятое место, но уже среди 17 покрышек в спортивном классе: ее единственным недостатком был назван высокий износ. Главное же достоинство — сравнительно скромная цена: около 5 тысяч рублей в типоразмере 225/45 R17 против 6-6,5 тысячи для более именитых аналогов.
Впрочем, о «премиуме» речь впереди, а у нас на очереди — две новинки средней ценовой категории, пока не поступившие в продажу в России. У одной из них, Nokian eNTyre, рыночные перспективы и вовсе не очень велики, поскольку это единственная покрышка в нашем обзоре, относящаяся к категории всесезонных. Более того, это вообще первая «всесезонка» от Nokian, разработанная, по словам производителя, по многочисленным просьбам американских дилеров и клиентов, которые очень уважают зимнюю резину финского бренда. Главное отличие подобных покрышек от летних — более мягкий состав резиновых смесей и большое количество ламелей, но сам рисунок протектора у них обычно консервативный, – а у Nokian он асимметричный, в полном соответствии с модой. Кроме этого можно отметить «трехмерные» ламели, ограничивающие деформацию блоков, канавки с «полированным» дном (для лучшей самоочистки), фирменный индикатор износа с цифрами от двух до восьми и, конечно же, экологическую чистоту: как и в других финских шинах, в составе резины отсутствуют высокоароматические масла.
На экологичность делала упор и Yokohama, разрабатывая новое поколение своей покрышки C.Drive. Предмет особой гордости японцев — новый материал под названием Super Nano-Power Rubber Compound, в состав которого входит апельсиновое масло: производитель обещает лучшую управляемость, повышенные сцепные свойства, пониженное сопротивление качению (а значит, экономию топлива) и отличную износостойкость. Но на практике все оказалось несколько иначе: в тех же тестах ADAC шины C.Drive2 выступили на «четверку», уступив по совокупности качеств бюджетным Barum Brillantis 2. Менее всего порадовало экспертов поведение покрышки на мокрой дороге, как, кстати, в свое время произошло и с предшественницей, на которую новинка даже внешне похожа изогнутыми канавками. Впрочем, это не помешало первой C.Drive стать настоящим бестселлером во многих странах, в том числе и у нас, – наверняка «прокатит» и вторая.
Высший пилотаж
Главное оружие другой японской марки — новинка самого что ни на есть высшего класса, уже получившая одобрение к применению в первичной комплектации автомобилей Aston Martin и Ferrari. Bridgestone Potenza S001 идет на смену асимметричной модели Potenza RE 050A, результатом эволюции которой, в сущности, и является: три широкие продольные канавки, «лесенки» жестких блоков в плечевых зонах, гладкая дорожка по центру и две «косички» с изогнутой косой насечкой. Прогресс коснулся в первую очередь того, что нельзя увидеть снаружи: облегченный брекер, оптимизированный размер блоков, стальные вставки в боковинах — все это призвано сделать шины еще более точными, цепкими и бескомпромиссными. Насколько бескомпромиссной будет их стоимость, пока неизвестно, но цены на RE 050A начинаются от 4 тысяч рублей за самую скромную покрышку 205/55 R16.
А вот свежие конкуренты уже вовсю продаются: самые доступные 17-дюймовые шины Continental ContiSportContact 5 и Michelin Pilot Sport 3 можно найти за 6 тысяч рублей, а стоимость пафосных 19-дюймовых зашкаливает за 15 тысяч. Обе модели имеют высшие скоростные индексы W и Y (270 и 300 км/ч), высота профиля у обеих не превышает 45 процентов, а ширина достигает 295 мм – вот он, настоящий премиум. Да и внешне покрышки очень похожи: никакой азиатской витиеватости, только практически прямые канавки различной ширины, пересекающиеся под небольшими углами, и издалека Michelin и Continental вполне можно перепутать. Но за этой внешней лаконичностью стоят огромный труд разработчиков и огромные средства, вложенные в научные исследования. И, конечно же, у каждого бренда — свои «ноу-хау» в области материалов: Continental говорит о неком составе Black Chilli, применяющемся в шинах для гоночных автомобилей, а Michelin живописует преимущества компаунда Green Power, обеспечивающего отличное сцепление с мокрой дорогой, экономию топлива и увеличение пробега. Очевидно, главным элементом этих смесей, будь они черные, зеленые или какие-то еще, является силика, без которой сегодня не обходится ни один уважающий себя производитель.
Полный привод
Заключительный раздел нашего обзора посвящен моделям для внедорожников и кроссоверов. Шины Eagle F1 Asymmetric SUV доступны сейчас в России в очень ограниченном диапазоне типоразмеров, от 255/55 R18 до 275/45 R20, и стоят от 8 до 16 тысяч рублей за штуку.
Вторая новинка в этой категории, Toyo Versado CUV, пока не продается у нас вовсе, но теоретически она должна быть несколько более бюджетной, если учитывать, что это развитие не слишком распространенной Versado LX. Здесь более показателен дизайн протектора, опять же асимметричный: в пресс-релизе его называют стильным и люксовым, но по сути он вполне традиционен. Жесткое наружное плечо отвечает за управляемость, не позволяя довольно высокопрофильной покрышке «подламываться» под действием поперечных сил в повороте, четыре широкие продольные канавки собирают воду и выводят ее из пятна контакта через открытые каналы на внутренней стороне, а изогнутые ламели цепляются своими острыми кромками за микронеровности, помогая при разгоне и торможении. На стенки канавок нанесены мелкие зубчики — это своеобразные глушители шума, возникающего при движении вследствие полостного резонанса.