В Женеве объявлены четыре тройки финалистов очередного международного конкурса World Car Of The Year. Вопреки обычной логике, в данном случае трижды четыре равняется десяти.
Все очень просто: два автомобиля фигурируют сразу в двух «горячих тройках», и особенно примечательно, что оба они уже имеют в своем послужном списке победы в других, локальных, конкурсах. Так, Toyota Prius, признанная в Японии «Автомобилем года 2009/2010», будет претендовать как на главный титул WCOTY 2010, так и на специальную премию в классе экологичных транспортных средств (World Green Car), и это вполне логично для «гибрида». Не менее логично, что одним из конкурентов «Приуса» в борьбе за титул лучшей «зеленой» машины стала Honda Insight, также имеющая гибридную силовую установку, но в отличие от «Тойоты» не вошедшая даже в десятку лидеров в «абсолютном зачете».
Вторым же титулованным участником WCOTY, претендующим на победу сразу в двух номинациях, причем тех же самых, что и Prius, стал Volkswagen Polo, европейский «Автомобиль года-2010». Точнее, в «зеленой» категории он представлен не один, а в составе целого семейства BlueMotion, куда входят еще Golf и Passat: гибридным японским технологиям немцы противопоставляют суперэкономичные дизели с впрыском мочевины. Данное вещество, которое производитель предпочитает называть AdBlue, «голубая добавка» (что и дало название всей серии), существенно снижает содержание токсичных оксидов азота в выхлопе. Система «старт-стоп» вкупе со специальными шинами низкого сопротивления качению и некоторыми другими техническими ухищрениями снижают «аппетит» машин до «гибридного» уровня: например, 75-сильный Polo BlueMotion расходует в городском цикле 3,3 литра топлива на 100 км пути против 3,9 л/100 км у Toyota Prius и 4,4 л/100 км у Honda Insight.
Но вернемся к главной интриге конкурса — борьбе за титул «мирового» автомобиля 2010 года. Помимо «Тойоты» и «Фольксвагена», на место в финальной тройке претендовали еще восемь моделей, и четыре из них отсеялись вполне предсказуемо. Если проследить небогатую пока историю WCOTY, мы увидим, что в финал никогда не выходили внедорожники и кроссоверы, а также автомобили сомнительного происхождения, – только «европейцы» и «японцы». Поэтому не стоит удивляться проигрышу Audi Q5, BMW X1, Chevrolet Cruze и Kia Soul, – здесь все традиционно. Наконец, из оставшихся четырех машин — Porsche Panamera, Opel Insignia, Mazda 3 и Mercedes-Benz E-класса — эксперты выбрали последний, что было уже не столь прогнозируемо. Если с «Маздой» проще — согласно все той же статистике, в финал никогда не выходили две «японки» сразу», то Insignia, европейский «Автомобиль года-2009», и Panamera могли бы стать серьезными соперниками. Если бы не дороговизна Porsche и не утерянный эффект новизны «Опеля» – а Mercedes оказался некоей золотой серединой.
Итак, теперь мы знаем четыре автомобиля, составившие две тройки лидеров. А вот еще две тройки на сей раз не «пересеклись», как было, к примеру, в позапрошлом году, когда Audi R8 признали одновременно и лучшим спорткаром, и лучшей дизайнерской работой. Кстати, эта модель вновь оказалась в списке финалистов — на сей раз, правда, только в категории World Performance Car и в новой версии Audi R8 V10. По сравнению с восьмицилиндровой базовой модификацией это означает плюс два цилиндра, литр рабочего объема, 105 «лошадей» мощности (525 л. с. против 420) и 100 Нм крутящего момента. Время разгона до 100 км/ч сократилось с 4,6 секунды до 3,9, а «максималка» выросла с 301 до 316 км/ч — это уже настоящие «суперкаровские» показатели.
Чуть скромнее динамические параметры двух других финалистов World Performance Car 2010: 460-сильный родстер Ferrari California разгоняется до «сотни» за 4 секунды ровно, а 435-сильный Porsche 911 GT3 – за 4,1 секунды. Но в спортивной номинации оцениваются, конечно же, не только секунды и лошадиные силы, иначе не остались бы «за бортом» такие монстры, как Aston Martin V12 Vantage (517 л. с.), Jaguar XFR (510 л. с.) и Mercedes-Benz E63 AMG (525 л. с.). Так, в прошлом году победу в этой категории одержал далеко не самый мощный из номинантов, Nissan GT-R, – кстати, первый из японских автомобилей, до тех пор на протяжении трех лет здесь безраздельно господствовали «немцы».
Зато в последнем из рейтингов, World Car Design Of The Year, – полнейшая демократия и плюрализм: «французы», «итальянцы» и прочие производители, которых эксперты других конкурсов традиционно «обижают», отыгрываются именно здесь. В этом году борьбу за выход в финал едва ли можно назвать напряженной, поскольку уже в полуфинале осталось лишь четыре претендента, то есть отбросить нужно было одного. Этим аутсайдером стал вышеупомянутый Prius – ему достаточно и двух номинаций, – а за победу будут бороться Chevrolet Camaro, Citroen C3 Picasso и Kia Soul. Несомненно, все три машины очень красивы, причем каждая совершенно по-своему, и предугадать выбор международного жюри невозможно: например, после Audi R8 в прошлом году главным «красавцем» был назван трогательно-ностальгический Fiat 500... Все окончательно выяснится на Нью-Йоркском автосалоне 1 апреля, и это не шутка.