Продажи новых автомобилей в России в марте упали на 40%
По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, продажи новых автомобилей в марте 2009 года упали на 40%. Однако на фоне падения спроса на самые популярные модели некоторые бренды показали неплохой рост.
Российский автомобильный рынок продолжает снижаться. По итогам исследований комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, продажи новых автомобилей в России в марте 2009 года упали на 40% по сравнению с показателями марта 2008.
Всего в России в марте 2009 года было продано 387 843 новых автомобиля (отечественных и иномарок), в то время как показатели за март 2008 года составляли 647 922 автомобиля. Единственный производитель, показавший рост в 3% (25 761 проданных автомобиля), -- это Volkswagen Group. В основном это заслуга заработавшего в Калуге производства, где собирают сразу несколько моделей разных брендов, принадлежащих VW, хотя наибольший прирост (44%) составили именно модели Volkswagen -- Tiguan и Passat.
Другой производитель, сумевший не только не потерять, но и нарастить продажи, -- французский Citroen. Рост составил 13% (1026 проданных автомобилей). Наиболее популярная модель здесь -- хэтчбэк гольф-класса С4.
Сильнее всех от кризиса в первом квартале 2009 года пострадали Jeep, Chrysler и Dodge -- они потеряли в продажах 95%, 91% и 89% соответственно, дилеры китайского Chery зафиксировали падение продаж в марте на 84%. Mitsubishi, недавно занимавший лидирующие позиции, потерял 73% (2527 шт. продано за март 2009-го против 9246 шт. за март 2008 года, Suzuki также отмечает спад на 72%.
В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок по итогам первого квартала 2009 года восемь -- российского производства. С большим отрывом лидером по-прежнему остается Lada -- в первом квартале было продано 88,7 тыс. машин этой марки (30,2 тыс. в марте). На втором месте -- Chevrolet (30,2 тыс. за первый квартал, 9,4 тыс. в марте), на третьем -- Ford (30 тыс. за первый квартал, 11,5 тыс. в марте).
Не все так плохо
Но не у всех ситуация так сложна. Настоящим прорывом можно назвать новые позиции двух премиум-брендов GM в России -- Cadillac и Hummer. Cadillac показал рост в 51% (265 проданных авто), а спрос на Hummer взлетел на все 89% (153 автомобиля). Основная причина -- небывало агрессивная ценовая политика GM, сопровождаемая массированной рекламой. Цены на роскошные легковые и внедорожные авто действительно привлекательны: так, Hummer H3 теперь можно приобрести за 1 310 742 руб. -- при нынешнем курсе доллара это очень выгодно. Cadillac CTS продается за 1 206 342 руб. -- это намного дешевле аналогичных по классу немецких моделей, которые до сих пор являлись лидерами.
Поведение покупателей легко объяснимо: в условиях финансовой нестабильности те, кто еще не передумал покупать новый автомобиль, все чаще задумываются об экономии, и если раньше приоритетным критерием нередко был престиж марки, то сейчас все решает цена. Кто предложит дешевле -- у того будут продажи. Здесь быстрее всего сориентировались дилеры Cadillac: по словам специалиста по связям с общественностью брендов Cadillac и Hummer Романа Скольского, скидки на некоторые модели, например, внедорожник Escalade, достигают 500 000 руб. и Cadillac никогда еще не был так доступен, как сейчас. «Успех Hummer можно объяснить также значительным обновлением модельного ряда, -- сообщил Скольский корреспонденту Infox.ru. -- Если в прошлом году продавался только H3, то сейчас де-факто покупателям предлагают три модели: H3 в базовой версии, H3 с мотором V8 и рестайлинговый H2, на который даже образовались очереди».
Дальше -- интереснее
Другой фактор, пока еще сказывающийся на рынке, -- это еще нераспроданные запасы машин, выпущенных в 2008 году. Именно на них установлены солидные скидки, привлекающие людей в салоны. Однако уже в ближайшее время запасы подойдут к концу, и цены вновь поползут вверх. Так, на днях об очередном повышении розничных цен объявил Ford. Примечательно, что повышение будет варьироваться в зависимости от модели. Focus подорожает на 9%, Fiesta, Fusion -- на 18%, в то время как большой внедорожник Explorer прибавит в цене на целых 25%. По словам президента и управляющего директора российского отделения Ford Найджела Брэкенбери, повышение цен вызвано девальвацией рубля. Более того, он не исключил вероятности того, что это не последнее повышение цен в 2009 году.
Аналогичные повышения ожидаются и от других автопроизводителей. В целом прогноз по рынку не самый радужный: в ближайшее время стабилизации спроса ожидать не приходится. Большинство факторов сейчас складываются не в пользу рынка: повышение цен, недоступность кредитов, рост страховых ставок по ОСАГО и так далее.
«Первый квартал этого года продемонстрировал продолжающееся и нарастающее снижение продаж автомобилей», -- отметил председатель комитета автопроизводителей Дэвид Томас. В качестве причин падения, как и ранее, он назвал недоступность кредитов, высокие процентные ставки по кредитам, девальвацию рубля и повышение таможенных пошлин, что в совокупности повлекло за собой повышение цен.
«Можно ожидать дальнейшего снижения показателей. Мы считаем, что объявленный правительством ряд мер, направленных на поддержание покупательского спроса, мог бы быть расширен, с тем чтобы у российского покупателя было больше возможностей по выбору моделей, включая все местно произведенные автомобили. Необходимы также дополнительные меры для стимулирования спроса», -- в свою очередь отметил вице-председатель комитета Мартин Ян.