Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Ходорковский пожалел Данилкина и напомнил об опасности социального бунта

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в интервью журналу «Власть» выразил уверенность в том, что приговор ему выносил не судья Виктор Данилкин, а «несколько человек, не присутствовавшие на процессе». Он рассказал, что считает Дмитрия Медведева шансом "выйти на траекторию нормального развития", а также порассуждал об опасности социального бунта в России.

В очередных комментариях к приговору Хамовнического суда Ходорковский отметил, что «писал его не сам судья Виктор Данилкин».

«Без всяких сомнений, приговор писал не Данилкин. Его вообще писали несколько человек, не присутствовавшие в процессе. Причем общий текст либо не редактировался, либо редактор не юрист. Это доказуемо, и доказательства могут стать основанием для уголовного дела против фактических авторов приговора», -- написал экс-глава ЮКОСа в ответах на вопросы журнала «Коммерсантъ-Власть».

«Можете мне не верить, но Данилкина действительно жалко. Он, похоже, в общем неплохой человек. В меру совестливый, в меру профессионал. Его сломали, и сломали жестоко. Творящие такое -- настоящие сволочи. Искалеченных ими людей я видел и знаю, как им горько», -- отметил Ходорковский.

Медведев как шанс

Рассказывая о своем отношении к президенту России Дмитрию Медведеву, Ходорковский отметил, что старается относиться к нему «с пониманием и иногда даже с симпатией».

«Считаю, что сделать он мог больше, несмотря на все ограничители. Не захотел? Не получилось? Механизм очень инертный, фактические возможности более чем ограничены? Страшно трогать махину? Понимаю. Но буду критиковать, предлагать альтернативные и дополнительные шаги. Использованы не все, даже имеющиеся, возможности, не все диагнозы поставлены полно и до конца честно», -- заявил Ходорковский.

Он подчеркнул, что Медведев -- классический "умный парень", технократ, который обречен искать выход из тупика сырьевого авторитаризма.

«Если на выборы пойдет Путин, значит, попытка спокойной передачи власти не удалась. Повторить ее опять в спокойном режиме будет практически невозможно. Значит, выбор будет сделан в пользу ограниченной конфронтации с Западом. Некоторые республиканцы в США будут рады. По "хорошей традиции" обострение случится ближе к Олимпийским играм 2014 года. Модель известна и печальна», -- считает Ходорковский.

По его мнению, «Медведев -- это шанс выйти на траекторию нормального развития. Но -- только шанс, который еще надо будет попытаться реализовать».

Об оппозиции

По словам Ходорковского, «нынешняя оппозиция -- железо, из которого власть сама кует булат».

«В основном получается. Мягкие слои, чередуясь с калеными, порождают новое качество и становятся образцом для молодежи, той, которой сейчас меньше двадцати», -- уверен экс-глава ЮКОСа.

Высказывая свое отношение к беспорядкам на Манежной площади, он отметил, что «это симптом неблагополучия, симптом отсутствия нормальной вертикальной мобильности, диалога государства и общества».

«Те, кто вышел на Манежную площадь 11 декабря, фактически требовали уважения к себе. К своим правам. Националистическая риторика была лишь оболочкой таких требований», -- заявил Ходорковский.

«По поводу же того, что нужно государству во избежание социального взрыва, ничего нового не скажу: нужна модернизация страны. Экономическая и политическая. Нужны новые, высокооплачиваемые рабочие места, нужна карьерная перспектива молодежи, нужна кооптация лидеров, которую не подменить селигерскими симулякрами», -- добавил Ходорковский.

О себе

На слова журналиста о том, что многие считают его жестким человеком, у которого есть цель -- выйти на волю непроигравшим, но для которого другие люди -- лишь инструмент, Ходорковский ответил, что это – частично правда.

«Трудно судить о себе. Думаю, что изложенная вами точка зрения не единственно возможная. Впрочем, жена говорит, что за тюремные годы я сильно изменился. Ее мнение -- в лучшую сторону. Но это, мягко скажем, субъективный взгляд. Хотя и наиболее важный для меня лично», -- сказал Ходорковский.

«А вот про цель "выйти непроигравшим", если вообще выйти, это правда. Но не проигравшим в чем? ЮКОСа нет, годы жизни отняты. Все это не вернешь. Что осталось? Чувство собственного достоинства -- несомненно», -- добавил он.

«А слепо верить не надо не только мне -- никому. Лично я стремлюсь говорить правду так, как я ее вижу. Но вывод каждый должен делать сам», -- подчеркнул Ходорковский.

Полная версия