Ходорковскому стало интересно, как запугивали судью
Экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский обратился к президенту России Дмитрию Медведеву с письмом, в котором призвал главу государства "обеспечить независимость суда, а не просто ее декларировать". Также он поинтересовался, как можно было заставить «совестливого человека», судью Хамовнического суда Виктора Данилкина, подписать вынесенный ему последний приговор.
«Я счел необходимым лично обратиться к президенту России в связи с позорным приговором Хамовнического суда. Знаю, мой шаг может не встретить понимания у тех сограждан, которые убеждены, что Дмитрий Медведев ничего не решает, и у тех, кто полагает недопустимым его вмешательство в деятельность суда», -- объяснил Ходорковский в самом начале своего письма, опубликованного газетой «Ведомости».
«Хочу ответить и тем, и другим. Речь идет не о вмешательстве в правосудие и не о моем спасении. Крушение права, которое мы наблюдаем, угрожает тяжелыми последствиями для всех и для каждого, для всей страны. Конституционный долг президента -- обеспечить независимость суда, а не просто ее декларировать. Поэтому считаю, что когда в самом громком процессе всплывают факты, свидетельствующие о несамостоятельности судьи, поручение об организации их действительно независимого расследования -- не только право, а обязанность главы государств», -- считает Ходорковский.
Судья не сумасшедший
По его словам, вывод о несамостоятельности судьи он основывает на всем объеме имеющихся у него сведений, раскрывать которые до назначения расследования он считает «нецелесообразным».
Ходорковский обращается к судебному решению, по которому в декабре 2010 года он был приговорен к 14 годам лишения свободы. В письме Медведеву он приводит примеры "демонстративного правового нигилизма в чудовищном приговоре, увенчавшем знаковый процесс". В приговоре Хамовнического суда, напоминает Ходорковский, в частности говорится, что сделки по приобретению продукции головной компанией у "дочек" являются хищением, а справедливая цена нефти на промыслах в Сибири -- это цена в Роттердаме, несмотря на таможенные пошлины и транспортные издержки.
«Знаю: судья Хамовнического суда Виктор Данилкин отнюдь не сумасшедший. Более того, за 20 месяцев процесса убедился: он крепкий профессионал и совестливый человек. Перед каким выбором его нужно было поставить, чтобы заставить подписать «это»? Что с ним сделает его совесть? Как назвать людей, которые с человеком такое сотворили? Как назвать тех, кто прикидывается, что не замечает происходящее, верит в независимость этого «суда» и называет бесстыжую бумажку «актом правосудия»? А ведь подобное происходит в сотнях процессов по всей стране», -- поинтересовался экс-глава ЮКОСа.
Социальный взрыв
Ходорковский считает, что во многом из-за этого России угрожает социальный взрыв. «Убежден и в том, что президент Медведев, как здравомыслящий и прагматичный политик, осознает действительное отношение российской интеллигенции и всех неравнодушных людей к демонстративному силовому и судебному произволу, – пишет Ходорковский. – Эти люди, конечно, никогда не опустятся до участия в погромах, но крайне неразумно и опасно для власти еще больше усугублять разрыв между декларациями и реальностью и тем самым демонстрировать, что иного способа защиты гражданских прав, кроме «улицы», в стране практически не осталось. Возможности грубой силы как метода управления без доверия людей к государственным институтам не бесконечны».
Он призвал российские власти показать «здесь и сейчас, что произволу нет места в российских судах, что человек может добиться в них справедливости не за взятку, не путем крайних форм протеста, а по закону, как принято в нормальном современном обществе».