Москва
6 ноября ‘24
Среда

Президент признал провал в борьбе с коррупцией

Дмитрий Медведев перед началом форума в Давосе дал обширное интервью деловому изданию «Ведомости». В нем он вновь высказался «за» политическую конкуренцию и заявил, что не может забывать о том, что «Единая Россия» поддержала его на прошлых президентских выборах. Медведев также признал, что в борьбе с коррупцией успехов у государства «почти нет».

О политической конкуренции Медведев заговорил, отвечая на вопрос о бойне в станице Кущевской. Журналисты сказали президенту, что «события в станице Кущевской», по их мнению, «наталкивают на мысль, что построенная за предыдущее десятилетие вертикаль власти в этом конкретном месте превратилась в круговую поруку».

«Политическая конкуренция, безусловно, необходима, нечего даже обсуждать. Это такая прививка от авторитарных или тоталитарных тенденций, способ разрешения противоречий. И я согласен, что наличие конкурирующих сил в конечном счете оздоровляет ситуацию, но только в конечном счете. Вы привели пример с Кущевской, к сожалению, у нас есть примеры в других местах, где произошло сращивание власти с бизнесом, а бизнеса с криминалом», -- ответил Медведев.

Затем он продолжил: «Но ведь в муниципалитетах зачастую на выборах идут активные баталии между различными кандидатами на должности мэра. Далеко не всегда «Единая Россия» побеждает, там побеждают и другие силы. В принципе, там политическая конкуренция на низовом уровне есть, но она не блокирует преступность, к сожалению».

В итоге президент заявил, что «конечно, конкуренция, если она проходит в законных рамках, не ослабит государство».

«Я считаю, что нам в принципе нужно двигаться в сторону общества, основанного на сбалансированном представительстве нескольких партий во власти. В конечном счете — сменяющих у власти друг друга, для того чтобы устранять проблемы текущей жизни», -- подчеркнул президент.

На вопрос, почему он разрешает «Единой России» использовать свой портрет для агитации, Медведев ответил так: «Президент у нас пока фигура беспартийная, но я все-таки не могу забывать о том, что «Единая Россия» меня поддержала на выборах. Поэтому я ей признателен за ту поддержку, которую она мне оказала тогда и которую оказывает сейчас. Давайте все-таки не забывать, что было, когда президент Ельцин не мог провести через парламент почти ни одной своей инициативы, – все блокировалось оппозицией».

Президент считает, что это не подрывает шансы других партий и политическую конкуренцию. «Все мы друг на друга влияем, это процесс взаимный. До тех пор пока тебя поддерживают, надо давать согласие. Ведь если изображение Медведева или Путина будет вызывать стойкую аллергию у значительной части населения, то такое изображение, скорее всего, сыграет во вред партии», -- сказал Медведев.

В борьбе с коррупцией успехов нет

Президент признался, что почти через три года после начала антикоррупционной кампании «успехов почти нет». Но он все равно считает, что не зря выбрал борьбу с коррупцией в качестве одного из своих предвыборных лозунгов: общественную кампанию начинать стоило.

«Вообще, когда я стал президентом, меня отговаривали от этой темы. Говорили буквально следующее: зачем вы за это беретесь? Вы же не победите коррупцию ни за год, ни за два, за президентский срок не победите. Это абсолютно справедливо», -- рассказал Медведев.

«В какой-то момент люди начнут уставать, думать, что какие-то решения приняты, а коррупция как была, так и есть, с нас как тянули, так и тянут. И будет большой диссонанс между словами президента и реальной ситуацией. Но если так рассуждать, то мы никогда не начнем борьбу с коррупцией. Я считаю, что я правильно поступил, когда поднял эту тему на высший уровень, и, что бы там ни говорили, мы борьбу начали», -- заявил президент.

Однако следом за этим добавил: «Да, успехов почти нет». Но отметил, что «все можно оценивать по-разному».

«Мы ведь впервые за всю тысячелетнюю историю России создали антикоррупционное законодательство. Работает Совет по борьбе с коррупцией, другие структуры, которые эту ситуацию мониторят. Мы все-таки позаимствовали целый ряд моделей из практики других стран. Например, то же декларирование. Рассуждали так: ну будут все подавать декларации, но ведь будут врать, будут занижать свои доходы. Что я на это ответил? Да, некоторые будут, но это приучит к порядку», -- заявил Медведев.

Президент признался, что «долго размышлял, почему у нас такое разнузданное положение с коррупцией, и нашел несколько причин».

«Есть исторические причины, о которых все говорят, потому что брать взятки в нашей стране всегда было делом незазорным. В середине XIX века даже вышла книжка «Как правильно брать взятки». Это отражение общественной ментальности», -- начал он перечисление.

«Кроме того, мы все-таки очень быстро шагнули из тоталитаризма, в принципе, во вполне либеральное общество. У нас с момента революции до момента возврата к современным формам экономики прошла жизнь целого поколения людей, 80 лет. В отличие даже от восточноевропейских стран, мы начинали строительство нового экономического общества с начала, нам не на кого было даже опереться. Этот быстрый переход не самым лучшим образом сказался на людях. Возникли очень упрощенные представления об экономической справедливости, о рынке, о возможности зарабатывать деньги», -- заключил Медведев.

О жизни россиян

Медведев также рассказал, что основной целью крупных проектов, таких как «Сколково», Олимпиада-2014, чемпионат мира по футболу, саммит АТЭС, является развитие конкретных регионов.

«Эффект от крупных мегапроектов, конечно, заключается не только в том, чтобы пыль в глаза пустить и доказать, какие мы крутые и сильные — хотя иногда и это надо для того, чтобы нация чувствовала себя реально успешной. Прежде всего, смысл в том, чтобы помочь жителям большого региона, и в этом ничего зазорного нет», – сказал президент.

Он заметил, что такого взгляда придерживаются и другие страны. «Вот я вспоминаю, как японцы проводили встречу «восьмерки» на острове Окинава, на самом заброшенном острове Японского государства. Они потратили около миллиарда долларов — по тем временам были большие деньги — и подняли инфраструктуру. Ну разве это так плохо? Я считаю, что нет», – заявил Медведев.

Напоследок журналисты попросили Медведева оценить свою работу на посту президента. Он заявил, что будет оценивать свою работу качеством жизни россиян.

«Я не думаю, что это будут какие-то сверхъестественные критерии. Прежде всего -- это качество жизни людей. Наша способность победить кризис, который пришелся на период моего президентства, наша способность отвечать на наиболее жесткие вызовы, с которыми сталкивается наша страна, включая борьбу с преступностью, терроризмом, экстремизмом», – сказал Медведев.

Он добавил, что не менее важным критерием при оценке своих достижений в качестве главы государства считает доверие народа.

«Для любого политика, как это ни банально прозвучит, доверие -- самое главное», -- считает Медведев.

Полная версия