Экс-президент Польши Лех Валенса называет очевидной ответственность польской стороны за трагедию под Смоленском.
"Самолет опоздал, хотел наверстать время. Не должен был стартовать и вообще садиться. Чего еще тут искать?", -- цитирует РИА «Новости» Валенсу.
Самолет Ту-154 с бортовым номером 101 разбился 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек -- 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Расследование катастрофы проводила техническая комиссия МАК. "Надо начинать с того, что эта поездка не должна была иметь места. Премьер нас представлял (7-го апреля в Катыни). Президент мог дать ему текст и попросить прочитать над гробами", -- отметил он.
7 апреля 2010 года главы правительств РФ и Польши Владимир Путин и Дональд Туск участвовали в мероприятиях, посвященных 70-летию трагических событий в Катыни.
По словам, Валенсы, его не удивил обнародованный в среду доклад МАК. "С сожалением говорю, что намного больше ошибок совершил польская сторона. С той (российской) стороны была только одна ошибка: надо было запретить посадку", -- уверен Валенса.
По его мнению, на диспетчеров оказывалось некоторое давление.
"Но какое? Если они и позвонили и спросили, что делать, так как поляки хотят сажать самолет, а погода плохая, -- то, скорее всего, в Москву. Ответ им дали такой: максимально все уладить, так как будет скандал, если мы не пустим президента Польши. Они (диспетчеры) попали в безвыходную ситуацию", -- считает Валенса.
Международный авиационный комитет (МАК) 12 января обнародовал окончательный отчет о расследовании, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета президента Польши Леха Качиньского признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами -- недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.