При создании финцентра качество жизни москвичей станет европейским
Власти Москвы при создании международного финансового центра постараются приблизить такие показатели, как легкость выхода на рынок, наличие специалистов, транспортная доступность, экология к европейским стандартам. Однако уже ясно, что только для решения транспортных проблем потребуется более 4 трлн рублей.
Москва планирует при создании международного финансового центра (МФЦ) изучить стандарты жизни Люксембурга и Парижа, сообщила РИА «Новости» руководитель столичного департамента экономической политики и развития Марина Оглоблина.
"В целях информационного обмена, изучения особенностей институциональной среды, стандартов жизни в соответствующих городах создана совместная российско-немецкая рабочая группа по содействию развитию Москвы как международного финцентра. В аналогичном ключе планируется развивать отношения со специализированными организациями Люксембурга и Парижа", -- рассказала Оглоблина.
Она отметила, что международные финансовые центры формируются там, где есть интенсивный экономический рост и создаются необходимые законодательные и социальные предпосылки.
По ее словам, при создании МФЦ также во внимание принимаются такие параметры, как легкость выхода на рынок, наличие квалифицированного персонала, транспортная доступность, стоимость рабочей силы, доступность офисной недвижимости, лингвистическая подготовленность жителей, возможность комфортного передвижения внутри города, качество жизни, экология.
"Кроме того, важным критерием для города, претендующего на роль международного финансового центра, является уровень предлагаемого сервиса, возможность размещения в гостинице соответствующего класса, аренды автомобиля, пользования парковочным местом, спортзалом и бассейном", -- добавила руководитель департамента.
Транспортная проблема
Оглоблина отметила, что только дефицит линий Московского метрополитена, необходимых для создания в Москве международного финансового центра, составляет около 130 км.
"Нормальную транспортную доступность невозможно обеспечить без ускорения развития системы метрополитена. Существующая в настоящее время нагрузка на метрополитен значительно превышает проектную пропускную способность на 40%, а дефицит линий метрополитена составляет около 130 км", -- рассказала Оглоблина.
На данный момент общая протяженность 12 линий московской подземки составляет около 300 км. Она уточнила, что для решения транспортных проблем при создании в столице финцентра потребуется более 4 трлн руб. По ее словам, правительство Москвы прорабатывает вопрос привлечения частных инвестиций на реализацию необходимых проектов, в том числе за счет займа Всемирного банка развития.
Она отметила, что создание высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва--Санкт-Петербург, Москва--Запад, Москва--Восток и Москва--Юг позволит обеспечить высокий уровень обслуживания международного финансового центра. "Помимо высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва--Санкт-Петербург предусматривается организация движения скоростных поездов для сообщения Москвы с Нижним Новгородом, Смоленском, Брянском, Курском, в связи с чем необходимо строительство новых пассажирских технических станций для обслуживания поездов ВСМ и поездов повышенной комфортности западного и южного направлений, строительство дополнительных главных путей на Смоленском и Киевском направлениях МЖД", -- сказала Оглоблина.
Опыт ближнего зарубежья
Власти Москвы считают, что при создании в столице МФЦ необходимо привлекать бизнес из стран СНГ. "При создании МФЦ необходимо опираться на имеющиеся экономические рычаги. В первую очередь это касается привлечения бизнеса стран СНГ, со многими из которых есть не только устойчивые торгово-экономические связи, но и кооперация", -- сказала Оглоблина.
По ее словам, темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка -- Московская межбанковская валютная биржа входит в число крупнейших бирж мира. "А по совокупному объему торгов она крупнейшая в России, странах СНГ. На нее приходится 98% оборота российского фондового рынка", -- отметила Оглоблина.
Создание МФЦ
Курс на создание в Москве мирового финансового центра был задан президентом Дмитрием Медведевым в июне 2008 года. К ноябрю правительство подготовило детальный план действий.
Одна из основных целей -- достичь высокой конкурентоспособности, на уровне ведущих мировых финансовых столиц. Причем если в ранних версиях документа в качестве ориентиров фигурировали Лондон и Нью-Йорк, то в последней редакции сделан больший акцент на евроазиатское пространство, и в качестве основных конкурентов теперь фигурируют Мумбаи и Шанхай. Предполагается, что конкурировать с ведущими центрами "евроазиатского пространства" Москва сможет уже к 2012 году.
Необходимые условия: российские биржи должны войти в Топ-12 по обороту и объемам первичного размещения акций, доля иностранных бумаг в обороте должна составлять не менее 10%.
В начале июля Медведев подписал распоряжение о рабочей группе по созданию в России международного финансового центра. Группа действует при совете при президенте по развитию финансового рынка. Ее возглавил экс-руководитель администрации президента Александр Волошин, а координировать деятельность правительства и рабочей группы будет первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Ранее министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что вся законодательная база для работы в Москве международного финансового центра будет создана в течение двух-трех лет.
Работу по созданию МФЦ пришлось частично отложить из-за кризиса, пояснил министр.
«Хотя кризис внес некоторые коррективы, план в целом исполняется по всем направлениям. Но мы, может быть, попросим уточнить сроки исполнения некоторых пунктов где-то на два-три месяца, а может быть, на шесть месяцев», -- отметил Кудрин.
Он заверил, что в ближайшие месяцы будут сделаны шаги в «улучшении правовой среды для работы на российском рынке».
По мнению министра, Россия обладает потенциалом для создания финансового центра.