Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В Сочи стартовал самый дорогостоящий проект Олимпиады-2014

В Сочи началось строительство самого дорогостоящего и крупнейшего проекта Олимпийских игр 2014 года -- совмещенной автомобильной и железной дороги «Адлер--Красная Поляна», которая свяжет между собой приморские и краснополянские спортивные объекты. Однако, по словам экологов, объект не прошел экологическую экспертизу и его строительство фактически незаконно.

Совмещенная дорога Адлер–Красная Поляна призвана обеспечить альтернативный подъезд к Красной Поляне помимо уже существующих. Данный проект породили требования Международного олимпийского комитета (МОК) об обязательности такого подъезда.

В рамках проекта будет спроектировано и построено 48 км электрифицированной железной дороги с тремя новыми станциями и реконструкцией станций Сочи, Адлер, Веселое, а также более 50 км автодороги с соединительными дорогами между существующей и новой автомагистралями. Проект также включает сооружение 26,5 км тоннелей, в том числе 10,3 км железнодорожных, 6,7 км -- автомобильных, 9,5 км штольни. Кроме того, предполагается строительство 35 км мостов и эстакад.

Министерство транспорта РФ предварительно оценивает стоимость работ по проекту строительства совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер--Красная Поляна в 242 миллиарда рублей.

Кроме того, по условиям заданной пропускной способности -- 6 пар поездов в час -- будет построен второй главный путь от Сочи до станции Адлер. По предварительным расчетам, дополнительные затраты на строительство второго главного пути, с учетом двух тоннелей, составят порядка 10 миллиардов рублей.

По проекту, объект должен быть сдан не позднее третьего квартала 2013 года.

Экологи бьют тревогу

«Совмещенная автомобильная дорога на Красную Поляну строится незаконно, вообще без экологической экспертизы, -- заявил глава Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. -- Это самый дорогостоящий и крупнейший проект Олимпиады. Это вообще общая практика -- строить до того, как получена экспертиза. Эта совмещенная дорога на Красную Поляну начала строиться, когда проекта не было, когда не закончены изыскания. То есть фактически с белого листа, ничего не имея в окончательном виде, начали строить. В этой спешке нельзя построить что-либо нормально».

«До 2014 года построить с соблюдением экологических требований практически невозможно. И возникает такая вилка: сроки требуют строить быстрее, а делать быстрее с соблюдением законодательства просто невозможно», -- резюмировал Рудомаха.

«Наиболее проблемный объект – это строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер--Красная Поляна, строительство уже начато, при этом нет ни нормальной проектной организации строительства, ни, естественно, проект не прошел экологическую экспертизу, -- заявил руководитель проекта «Гринпис» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. -- Все признают, что есть нарушения, но на этом все останавливаются. К сожалению, даже те объекты, которые экологическую экспертизу проходили, они нас тоже не полностью устраивают. По большинству объектов нашим коллегам, которые участвовали в качестве экспертов в работе этих комиссий, приходилось писать отрицательные заключения в силу некачественно подготовленных материалов».

Усилия МПРЭ незначительны

«В Экологическую вахту по Северному Кавказу поступил ответ из Министерства природных ресурсов и экологии (МПРЭ) РФ на ее обращение к министру Юрию Трутневу по поводу осуществления незаконных работ по строительству совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер--Красная Поляна. В своем ответе министерство признало, что строительство этой дороги ведется с нарушениями закона.

По результатам проведенных проверок хозяйственной деятельности, осуществляемых данными организациями, были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы (ст.8.4 КоАП), за которые юридические и должностные лица организаций привлечены к административной ответственности», -- сказано в заявлении экологической организации.

Однако такое решение не устроило экологов.

«Эффективность усилий, которые прилагает МПРЭ для введения процесса подготовки к Олимпиаде-2014 в законное русло и снижения экологического ущерба от реализации олимпийских проектов, очень мала. Единственным наказанием за колоссальный ущерб, нанесенный незаконным строительством, стали незначительные административные штрафы. Не содержится в письме МПРЭ и ответа на вопрос, почему вырубки в сочинском национальном парке под объекты РЖД ведутся без проекта освоения лесов, и что сделано для того, чтобы привлечь виновников этих незаконных рубок к предусмотренной законом уголовной ответственности», -- сказано в заявлении Экологической вахты по Северному Кавказу.

Правительство России среагировало оперативно

Помимо Министерства природных ресурсов и экологии экологи написали обращение к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину по поводу недопустимости строительства дороги к лыжному комплексу на хребте Псехако через территорию объекта Всемирного наследия «Западный Кавказ» и его буферную зону. Ответ от правительства пришел оперативно. Участок этой дороги на протяжении около трех километров планируется провести рядом с заповедным кордоном Лаура, в то время как строительство дорог по территории заповедников строго запрещено российским законодательством.

Согласно ему, заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак, который отвечает за вопросы, связанные с подготовкой к проведению Олимпиады-2014, просит руководителей Министерства регионального развития (Минрегион) и Министерства природных ресурсов и экологии совместно с госкорпорацией «Олимпстрой» и ОАО «Газпром» оперативно проработать и представить предложения по поставленным в письме Экологической вахты вопросам.

«Стройка дороги приносит пользу природе»

Выступая на открытии дороги Адлер--Красная Поляна, Дмитрий Козак заявил, что все экологические вопросы решены.

«Все те решения, которые приняты на данный момент, согласованы с экологическими организациями и Министерством природных ресурсов и экологии, -- заявил Козак. – Таких больших вопросов у нас сейчас нет. Понятно, что сделать все чисто, как в лаборатории, не срубив ни одного дерева, у нас не получится. Однако я уверен, что эта стройка уже сегодня приносит пользу и не только всем нам, но и природе».

 

Полная версия