Не успели утихнуть страсти относительно двойных диффузоров и дела о «Макларене», как в «Формуле-1» назревает новый конфликт. На этот раз в качестве оппонента Международной федерации автоспорта (FIA) выступила команда «Феррари», которая вскоре может оказаться за бортом престижной автогонки.
Мировой экономический кризис не мог не коснуться самых популярных, дорогих и высокотехнологичных автогонок мира. Ввиду этого руководство FIA пошло на изменение спортивного и технического регламента в будущем, 2010 году.
Главным спортивным изменением стало решение о запрете дозаправок во время гонки. По мнению федерации, это послужит толчком к снижению расходов на транспортировку заправочного оборудования и стимулированию производителей двигателей к разработке более экономных моторов. Также нелегальным станет использование термочехлов для шин и прочих устройств для прогрева покрышек.
Но самые важные изменения со времен двойных диффузоров произошли в техническом регламенте. Оставив командам возможность совершенствоваться и отказавшись от жестких технических ограничений, федерация решила ограничить бюджеты участвующих конюшен.
Затянуть пояса
Суть программы заключается в простом правиле: если ты тратишь не больше установленной суммы, то получаешь дополнительные привилегии. Планка была установлена на уровне £40 млн, в которую включено все, кроме:
зарплаты гонщиков и тест-пилотов;
программы поддержки молодежи и благотворительности;
стоимости двигателей (только в 2010 году);
маркетинговых и промо-расходов.
Кроме того, автопроизводителям разрешено выполнять существующие договоры по поставкам в том случае, если в них отсутствует субсидирование. Также в сумму £40 млн не входят штрафы, которые будут налагаться FIA на команду и расходы, не связанные с участием в чемпионате.
Бонусы за скудность
В случае если команда добровольно соглашается на условия программы, она получает право на:
установку двигателей без ограничения оборотов в минуту;
неограниченное число силовых установок (в данный момент разрешено восемь);
неограниченное число коробок передач (сейчас необходимо использовать одну на протяжении четырех Гран-при подряд);
установку на болид передних и задних антикрыльев с изменяющимся углом атаки;
снятие ограничения на привод на одну ось;
неограниченное количество тестов, в том числе проводимых в аэродинамической трубе.
За соблюдением бюджета будет следить специально созданная бюджетная комиссия. Те же, кто превышает лимит £40 млн, могут участвовать в чемпионате, но без перечисленных привилегий.
«Команда сможет присоединиться к программе не сразу, а позже, выбрав эту опцию перед началом каждого чемпионата. Существует один технический регламент, и, как всегда, у каждой команды есть выбор, как она пожелает сражаться в чемпионате», -- говорится в заявлении FIA.
Увеличение участников
Еще одним важнейшим решением Всемирного совета по автоспорту стало увеличение количества участников до 26 начиная с будущего года. По мнению федерации, это даст «Формуле-1» новый толчок к развитию и поможет легче пережить непростые кризисные времена.
Новичкам помимо самого доступа к телу будут выплачиваться различные премиальные. Так, возглавляемая Берни Экклстоуном администрация «Формулы-1» (ФОА), которая является коммерческим держателем прав чемпионата, согласна ежегодно платить новым командам по $10 млн, а также предлагает бесплатную перевозку двух шасси и 10 т груза на каждый этап сезона. Члены команды получат по 20 авиабилетов эконом-класса на рейсы за пределами Европы.
Отбор новичков будет проходить с 22 по 29 мая, а 12 июня FIA опубликует заявочный список участников чемпионата-2010.
Конфликт с «Феррари»
Первым и главным противником изменения регламента выступила команда «Феррари», которая хочет тратить больше денег на свои нужды, но при этом иметь со всеми равные возможности.
«Я уверен, так же как и наши бухгалтеры и юристы, что бюджет невозможно регулировать, -- передает слова президента «Феррари» Луки ди Монтеземоло британский журналист Джеймс Аллен в своем блоге. -- Победу одержит умная команда, и мы хотели бы избежать необходимости ограничения в средствах. Но если все же ограничения будут, то я хотел бы, чтобы мнение «Феррари» было основополагающим, чтобы мы смогли развязать руки своим инженерам, но в то же время сохранить деньги акционеров».
Кроме того, президент компании припомнил FIA договор, согласно которому регламент не может быть изменен без одобрения комиссии по «Формуле-1». Согласно сообщению Аллена, «Феррари» собирается оспаривать легитимность ограничения бюджета в суде.
В ответ на данное заявление президент FIA Макс Мосли заявил, что «Формула-1» может обойтись в случае чего и без «Феррари».
«Будет очень, очень жаль потерять «Феррари», ведь это национальная итальянская конюшня. Но «Формула-1» проживет и без нее, -- передает слова Мосли Financial Times. -- Я надеюсь и полагаю, что, когда команда пойдет к совету директоров и скажет: «Мы хотим вступить в войну с FIA, потому что хотим тратить на £100 млн больше, чем этого хочет FIA», в ответ прозвучит: «Почему вы не можете тратить £40 млн, когда другие команды могут?»
Ответными шагами сторон могут стать иск в суд по поводу принятых решений FIA со стороны «Феррари» и исключение итальянской конюшни из числа участников со стороны FIA. Сезон скандалов продолжается.