Американское налоговое ведомство IRS всерьез заинтересовалось возможностью облагать налогом сделки, заключаемые в таких популярных онлайновых играх, как Second Life и World of Warcraft. И если обмен «линденов» из Second Life на реальные деньги предполагался изначально, то излишнее внимание налоговиков к World of Warcraft целиком и полностью заслуга фармеров, поскольку только они пытаются продавать виртуальное золото из этой игры за реальные деньги.
Естественный процесс
Почти в любом онлайновом игровом проекте у аватара, выбираемого игроком, имеется ряд изменяемых параметров: деньги, уровень защиты, мощность атаки, способность к особенным действиям и прочее. Показатели по всем этим параметрам определяют суммарный внутриигровой уровень игрока, а он, в свою очередь, определяет доступность или недоступность набора определенных функций игры.
Проще говоря, чем выше твой уровень, тем более крутых монстров ты можешь одолеть и тем более богатую награду и продвинутое оружие ты сможешь получить в случае победы. Предполагается, что игроки должны повышать свой игровой уровень, самостоятельно выполняя мелкие задания, расправляясь со слабыми врагами, кропотливо собирая ресурсы, приготовляя волшебные снадобья.
Предположение справедливое, ведь все эти занятия являются частью игрового процесса, за который игрок согласился заплатить деньги, а значит, и принять правила игры. Однако в идиллию вмешивается реальная жизнь: в большинстве многопользовательских игр, чтобы хоть сколько-нибудь эффективно развивать своего персонажа и вовремя поспевать за всеми игровыми обновлениями, игре нужно уделять очень много времени.
Его-то у многих игроков как раз нет. И вот тут на сцену выходят фармеры, предлагающие за энную сумму реальных денег купить внутриигровую валюту. Эту валюту игрок может потратить на приобретение новых доспехов или снадобий либо купить на нее «прокачанного» до высокого уровня персонажа, который позволит игроку попробовать возможности, недоступные для новичков или для игроков с недостаточно высоким уровнем внутриигрового развития. Такое явление, как фармерство, в данной ситуации просто не может не возникнуть, поскольку имеется стабильный спрос.
Фармерская индустрия
Теневой путь виртуального золота начинается на «золотофермах». Выглядят эти учреждения как обычные офисы: множество молодых людей сидят, напряженно уставившись в мониторы своих компьютеров, но там не таблицы квартальных отчетов и даже не открытая страница какой-нибудь социальной сети, а одна или несколько многопользовательских игр. Эти люди -- на работе, и их задача -- добывать внутриигровую валюту и ресурсы. Большинство онлайновых игр имеют места сосредоточения постоянно восполняющихся ресурсов и относительно простые способы заработка денег, созданные специально для новых игроков -- дабы они могли относительно безболезненно влиться в игровой мир. Этим-то и пользуются работники «золотоферм», раз за разом сражаясь с заведомо слабыми противниками или постоянно находясь на территории, где периодически «из воздуха» появляется ценный ресурс.
Нужно отметить, что фармеры находятся на самой низкой ступени в иерархии подпольной индустрии. В Китае, например, рядовым фармерам приходится работать по 12 часов в сутки за одну-две сотни долларов в месяц. Настоящие деньги зарабатывают те, кто покупает виртуальное золото у фармеров и перепродает его конечным пользователям.
Компаний, занимающихся перепродажей игровых валют, очень много. И чем хуже администрации игр удается справляться с нелегальными операциями, тем их больше. Самая крупная подобная организация -- IGE. Эта компания уже давно и, несмотря на неоднократные судебные претензии со стороны владельцев онлайновых игр, успешно торгует внутриигровой валютой самых популярных онлайновых проектов. Купив 1000 условных игровых единиц у «золотофермы», к примеру, за $4, конечному пользователю IGE продает их уже по цене от $12 до $22 -- то есть невыгодным этот бизнес никак не назовешь.
Избавление от паразитов
Для владельцев онлайн-игр фармеры -- настоящая головная боль. В World of Warcraft борьба с ними приняла эпические масштабы: геймеры, «сдавшие» фармера, поощряются внутриигровыми бонусами, постоянно совершенствуется автоматизированная система для борьбы с ботами Warden. Она анализирует процессы, запущенные на компьютере пользователя вместе с игрой, и, если видит нечто подозрительное, помечает аккаунт. Через некоторое время подозрительный персонаж попадает под пристальное внимание уже живого администратора, который с легкостью определяет, фармер перед ним или нет, живой человек или бот.
Надо думать, что существующая ситуация с нелегальной торговлей виртуальным золотом сохранится еще долго и изменится, разве что когда геймеры перестанут пользоваться услугами фармеров либо когда буква закона позволит наказывать фармеров не только виртуальными, но и вполне реальными методами. Кроме претензий владельцев игровых миров, связанных с нарушением авторских прав на контент, у торговцев виртуальным золотом в ближайшее время могут возникнуть проблемы с налоговыми органами.