В интернет-магазины софта пришли старики и регионы
Пользователи все чаще используют банковские карты для оплаты покупки лицензионного ПО в интернете. Платежные терминалы, удерживавшие первенство в прошлом году, теперь на втором месте.
Один из крупнейших российских продавцов легального ПО компания Sofkey провела опрос среди 15 тысяч клиентов своего интернет-супермаркета с целью выяснить их текущие предпочтения и составить портрет покупателя. По данным пресс-службы компании, подобные опросы проводятся ежегодно с 2005 года.
Один из любопытнейших результатов исследования – рост популярности банковских карт в качестве средства оплаты. В 2010 году 42% платежей в интернет-супермаркете ПО Softkey пришлось на банковские карты (кредитные и дебетовые). Годом ранее таких доля таких платежей составляла 27%, а лидерскую позицию занимали платежи через платежные терминалы – 33%. В этом году их доля сократилась до 29%. Кроме того в 2010 году пользователи все еще оплачивали покупку софта с помощью банковских квитанций (19% в 2010, 27% - в 2009), SMS (6% в 2010, нет данных по 2009 году). Около 4% платежей пришлось на способы, вынесенные в категорию «другие». В 2009 году таких было 13%.
Социальный портрет
По данным Softkey, большая часть покупателей пользуются интернетом около 7 лет. Эта особенность отмечалась и в исследованиях прошлых лет, однако результаты опроса в этом году внесли некоторые изменения. Например, значительно расширились возрастные рамки: более чем на 10% увеличилось количество покупателей в возрасте от 40 до 50 и старше 50 лет. Несколько лет подряд средний возраст пользователей находился в устойчивых границах: 25-40 лет.
Все больше жителей регионов привыкают совершать покупки в сети: по сравнению с прошлым годом количество таких потребителей увеличилось на 12% и, наконец, составило более половины. В том числе около половины респондентов приобретает ПК и комплектующие в интернет-магазинах, 42% по-прежнему отправляются за этим товаром в специализированные салоны. Основные предпочтения клиентов в отношении социальных сетей распределились между «Одноклассниками» (27%), «ВКонтакте» (22%), «Мой мир» (18%).
Постепенно растет среди покупателей программного обеспечения количество женщин. В 2010 году на них пришлось 19% от общего числа покупателей (18% в предыдущем году).
Увеличение количества женщин среди покупателей онлайн-супермаркета и расширение возрастных рамок говорит о серьезном изменении образа покупателя лицензионного софта, считает генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник.
«Среднестатистический пользователь в течение 2 лет активно серфит в интернете, прежде чем сделать свой первый заказ, - рассказал Infox.ru эксперт. - То, что стало больше покупателей-женщин, говорит о том, что они успешно осваиваются в сети. Это прямое следствие развития ШПД в регионах. Нужно также понимать, что со временем меняется и сам покупатель лицензионного софта – это уже не тот гик, которого мы наблюдали в начале 90-х. Сегодня софт становится продуктом широкого потребления. Разбираться в нем стало необязательно, поскольку для использования уже не нужны специальные знания. В принципе, сегодняшний клиент покупает функцию, а не программу. Этот подход значительно расширил аудиторию возможных пользователей софта».
Уходящие пираты
Еще одно кардинальное изменение, произошедшее за год – отношение к лицензионному ПО. Количество пользователей, считающих, что все ПО на их компьютере должно быть лицензионным, по сравнению с 2009 годом возросло почти на четверть.
«Желание получить даром тот или иной товар свойственно всем людям без исключения вне зависимости от того, в какой стране они живут, - прокомментировал ситуацию с легальным ПО Феликс Мучник. – Имеет значение, как отреагирует на это само государство – накажет ли нарушителя авторских прав, создаст ли условия, препятствующие развитию пиратства. Важна и позиция самих участников рынка: стараются ли они сами защитить свою интеллектуальную собственность. Очевидно, что государственная программа по борьбе с пиратством вкупе с усилиями вендоров принесли результаты. Но, как уже упоминалось, и сам пользователь изменился за последние годы. Теперь ему проще действительно купить программу, чем тратить свое время в поисках «кряка» в сети. Как ни странно, его еще нужно уметь найти, а иногда придется повозиться с установкой. Поэтому легальный способ становится все более привлекательным».
Корпоративные перемены
Не обошлось без перемен и в корпоративном сегменте. Значительно активнее проявляют себя на IT-рынке компании, никак к этой сфере не относящиеся: увеличились количество заказов со стороны представителей торговой сферы, архитектуры, транспорта и медицины. Количество компаний, работающих с абсолютно легальным софтом, возросло почти на 30% по сравнению с прошлым годом. Иными словами, участники рынка вновь планируют свои IT-бюджеты. Кроме того, более половины опрошенных отметили отсутствие влияния кризиса на покупку ПО. По данным Softkey, сегодня уже 69% компаний полностью обеспечены лицензионным ПО.
Как и в прошлом году, большинство респондентов ответили, что ничего не знают о концепции SaaS (софт как услуга) и продуктах на ее основе. Однако 11% компаний уже перешли на подобные сервисы и в полной мере оценили его преимущества, - отметили составители опроса.