Москва
8 ноября ‘24
Пятница

Более половины компаний используют пиратский софт

Аналитики российского рынка труда провели опрос, 56% участников которого признались, что в их компаниях так или иначе используются нелицензионные программные продукты.

В исследовании, проводившемся компанией HeadHunter, приняло участие 1600 экономически-активных жителей всех регионов России.

Меньшая часть респондентов (44%) заявила, что в компаниях, сотрудниками которых они являются, используется исключительно лицензионный софт. Об использовании исключительно нелицензионного софта заявили 11% опрошенных. Оставшиеся 45% пришлись на случаи, когда в компании частично используется и лицензионные, и нелицензионные программные продукты.

На первом месте в рейтинге наиболее часто используемых нелицензионных программ стоят графические пакеты -- 44% ответов. С небольшим отрывом (42%) за ними следуют офисные программы; 39% пришлось на специализированный (профессиональный) софт; в 28% случаев пиратской оказывается операционная система; нелегальное использование программ для бухгалтерии и учета респонденты отметили в 6% ответов; в 19% ответов все установленные программы пиратские; на вариант ответа «другие программы» пришлось 3%. Следует отметить, что рейтинг наиболее востребованных пиратских версий составлялся на основе ответов респондентов, которые признались, что в их компаниях пиратский софт используется частично.

Среди «других программ» респонденты называли мелкие утилиты, free или demo версии различных программ, антивирусные программы; программы типа Nero, игры, «Аutocad». Так же пользователи сообщали о наличии "частично закупленной лицензии», пробных версиях программ и программах с истекшим бесплатным демо-периодом.

Небольшая разница

Около трети участвовавших в опросе респондентов (34%) заявили, что самостоятельно установили на свои рабочие компьютеры пиратский софт; 36% ответов пришлось на ситуацию, в которой нелицензионное ПО частично было установлено компанией и частично – самим сотрудником. Ровно треть респондентов заявили, что не участвовали в установке пиратского ПО на свои рабочие компьютеры.

В большинстве случаев (92%) у пользователей не возникает проблем с использованием пиратского ПО. Оставшиеся 8% заявили о наличии регулярных сбоев в работе нелегальной операционной системы и программ (72% ответов); о трудностях, связанных с отсутствием обновлений (52%); 48% недовольных респондентов пожаловались на постоянно истекающие сроки пиратских ключей; в 40% случаев пользователям пиратского ПО мешает отсутствие технической поддержки, в 24% случаев – необходимость работать с программой в ограниченном режиме.

При этом только 7% опрошенных не устраивает работа с пиратскими версиями программ. Остальные 93% ответили, что не видят особой разницы между легальными и нелегальными версиями.

В целях экономии

Большинство участников опроса (41%) считают, что руководство просто жалеет деньги на приобретение легального софта; 34% опрошенных думают, что руководство не покупает лицензию из принципа -- «зачем платить за то, что и так доступно»; 15% респондентов признались, что у компании просто нет на это денег; 10% пришлось на другие варианты ответов. Среди таких вариантов встречаются сообщения, что компания постепенно переходит на лицензионные продукты, легализуя или заменяя пиратские версии; в компании считают, что цены на ПО слишком высоки; в компании уверены в собственной безнаказанности.

Больше половины респондентов (51%) считают, что использование нелицензионного софта – большая экономия. Остальные склонны думать, что экономия в данном случае получается довольно призрачная, так как в случае проверки штраф будет гораздо выше, чем стоимость лицензионной версии ПО.

49% респондентов относятся к использованию пиратского ПО в компаниях с пониманием – многие не могут себе позволить покупку легального ПО. Чуть более четверти опрошенных (26%) считают, что это показывает неуважение компании к сотрудникам. Остальные респонденты относятся к использованию пиратского ПО на работе резко отрицательно, поскольку это является правонарушением.

Неуважение компании к сотрудникам – не субъективное мнение, поскольку использование нелегального ПО на работе может повлечь за собой уголовное преследование не только руководства компании, но и сотрудников, на компьютерах которых обнаружены пиратские программы.

«Если сотрудник компании использует нелицензионное программное обеспечение, предоставленное ему работодателем, то формально он является нарушителем, - рассказал Infox.ru руководитель юридического отдела компании HeadHunter Юрий Донников. – Наступление уголовной ответственности при этом зависит от наличия формы вины в виде умысла и стоимости прав (экземпляров) на нелицензионное программное обеспечение более 50 тыс. рублей. То есть если работник использовал программное обеспечение нелегально, по неосторожности, либо стоимость прав (экземпляра) на нелицензионное программное обеспечение менее 50 тыс. рублей, то уголовной ответственности не наступает. Административная ответственность для работника за использование нелицензионного программного обеспечения, предоставленное ему работодателем, не наступает, если только работник не получал от этого какого-либо дохода».

Однако работник может понести ответственность независимо от наличия вины, - предупреждает эксперт. Он не освобождается от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав: «Это не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав, включая возмещение убытков в случае его вины или выплату компенсации».

Тенденции к улучшению

Генеральный директор компании HeadHunter Михаил Жуков считает, что хотя сейчас ситуация с легальным ПО в российских корпорациях не очень радужная, существуют тенденции к ее изменению в позитивную сторону.

«Есть два мощных фактора, которые стимулируют российские компании использовать лицензионный софт, - рассказал Infox.ru Михаил Жуков. - Во-первых, все больше компаний проходят аудит, включающий не только проверку финансовой отчетности, но и бизнес-процессов, автоматизации и программного обеспечения. Если аудиторы найдут пиратские программы, то это будет указано в отчете и серьезно скажется на имидже компании и цене ее акций. Поэтому крупные компании, проходящие аудит, предпочитают не рисковать. Лучше заплатить 30 млн рулей, чем потерять в 10 раз больше. Во-вторых, юридические риски, которым больше подвержены средние и мелкие компании, ведь к ним правоохранительные органы питают более «теплые чувства», их привлечь к ответственности. Кроме того, штрафы для небольших компаний намного более существенно сказываются на бюджете».

Привлечь к ответственности компанию за использование нелегального ПО очень непросто: милиция должна соблюдать строгие процедуры, которыми зачастую пренебрегает.

Однако, по мнению эксперта, уже одного изъятия всех компьютеров для проверки достаточно, чтобы внушить страх.

«Важно понимать, что основополагающие программы, на которых построен бизнес, чаще всего легальные, - пояснил Жуков. – Это как станок на заводе – кто будет использовать собранный на коленке аппарат в ежедневной работе? А вот необязательные программы вроде графических пакетов для офисных сотрудников, не связанных по работе с графикой, это как раз основная масса пиратского корпоративного софта».

По мнению специалиста, разумная цена на легальные лицензии, активная работа правоохранительных органов, четкая позиция производителей ПО и совершенствование бесплатных программ (open source) вполне способны менять ситуацию в России к лучшему.

«По нашим данным, уровень компьютерного пиратства в российском корпоративном секторе снижается и сейчас составляет 68% (данные IDC, в 2005 году было более 70%. -- Infox.ru), - рассказала Infox.ru заместитель директора НП ППП Анна Лавринова. - Мы связываем это, в том числе, с ростом корпоративной образованности в российских компаниях. Грамотный системный администратор сегодня уже не пойдет работать в компанию, которая использует нелегальное ПО. Потому что понимает, насколько высока вероятность, что в случае проверки именно его привлекут к ответственности. Кроме того не снижается активность правоохранительной системы в борьбе с этими преступлениями».

«В Европе нелицензионного софта около 10-20%, в Юго-Восточной Азии – 30-40%, - рассказал Михаил Жуков. – Думаю, наша страна вполне способна достичь азиатского уровня в ближайшие 5-7 лет».

Полная версия