Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Операторы сотовой связи переходят на приложения

Выручка российских операторов сотовой связи за дополнительные услуги упала во втором квартале 2010 года, сообщают аналитики. Падение еще не оформилось в тенденцию, но стандартные способы оказания VAS-услуг становятся все менее эффективными.

Согласно данным «Прайм-Тасс» со ссылкой на аналитическую справку компании ACM-Consulting, общая выручка от VAS-услуг сотовой связи снизилась с 22,4% в первом квартале этого года до 19,9% во втором. В денежном выражении во втором квартале 2010 года российские сотовые операторы заработали на VAS 35,462 млрд руб (падение на 3,9%).

Упал и показатель VAS ARPU (доход с дополнительных услуг на одного абонента) с 58,8 руб. в первом квартале до 55,7 руб. во втором (падение 5,2%).

В долларовом выражении объем российского рынка VAS-услуг упал на 5%. Во втором квартале этого года он достиг цифры в $1,173 млрд. VAS ARPU упал с $2 в первом квартале до $1,8 во втором.

Больше всего на VAS-услугах во втором квартале заработала компания MTC – на ее долю пришлось 32% доходов. На втором месте – "Мегафон" (31%). "Вымпелком" замыкает тройку с долей в 30%. На прочих операторов пришлось 7% доходов от VAS.

За МТС сохраняется лидерство и в доходах от передачи сообщений, где компания сумела получить 31%. Вымпелком и Мегафон получили по 28% общего объема, 13% пришлось на прочих операторов.

В контент-услугах лидерство разделилось между "МТС" и "Вымпелкомом" (по 33%). Следом идет "Мегафон" (примерно 29%) и прочие операторы (5%).

"Мегафон" оказался лидером по передаче данных. На этой услуге оператор сумел захватить 35% рынка. У МТС – 32%; У "Вымпелкома" - 26%; у других операторов – 7%.

Падение выручки – не обязательно следствие того, что абоненты сотовых сетей стали меньше пользоваться дополнительными услугами.

«Есть достаточно четкая и ожидаемая тенденция к общему удешевлению услуг традиционной голосовой связи, мобильного интернета и дополнительных услуг, - пояснил Infox.ru директор по маркетингу и продажам компании Paragon Software Дмитрий Бехтерев. – Новых услуг, которые могли бы стать долгосрочными точками роста прибыли, пока появляется мало. Достаточно долго прогнозировался взрывной рост в сегменте мобильной рекламы, мобильного видео и других перспективных направлениях, однако пока он не наблюдается - слишком большое количество технических и организационных вопросов нужно решить, чтобы рынок оценил их».

Формат приложения

Свою роль в снижении выручки с VAS-услуг играет и расцветающие в сети магазины приложений вроде Apple App Store и Android Market, которые косвенным образом превращают операторов в «послушную трубу» для трафика.

«Операторы испытывают серьезное давление со стороны традиционных каналов дистрибуции, - пояснил Дмитрий Бехтерев. – Для пользователя гораздо естественнее пользоваться магазином, специально разработанным для его устройства производителем, при этом содержащим большое количество приложений, протестированных и гарантированно работоспособных на нем, нежели получать аналогичную услугу от оператора связи. Поэтому в сегменте приложений для мобильных устройств операторы по большей части остаются лишь транспортом для передачи данных».

Очевидный выход из складывающейся ситуации – создание оператором собственных магазинов приложений, однако это процесс связан с серьезными трудностями.

Как и любой участник рынка, оператор может создать свой собственный канал дистрибуции и развивать его, агрегируя приложения. Однако в силу разнообразия мобильных платформ в сети любого оператора, задача становится технологически сложной. Играет роль сложность агрегации и управления большим количеством прав на приложения.

Однако, по мнению Дмитрия Бехтерева, именно движение в сторону приложений является правильной для мобильного оператора стратегией в нынешних условиях.

«Верная стратегия игры на этом поле для оператора – запуск точечных брендированных услуг на базе мобильных приложений, - рассказал эксперт. – Существуют операторские сервисы (например, мгновенные сообщения), которые просто не могут быть реализованы иначе, - добавил Дмитрий Бехтерев. – Продажа дополнительных услуг в виде приложений - один из верных для оператора способов монетизировать сегодняшние тренды и, одновременно, заложить базу для долгосрочного развития портфеля услуг».

Некоторые российские операторы уже приступают к внедрению подобной модели предоставления VAS-услуг. В частности у МТС есть услуга МТС Каталог, которая объединяет в одном клиентском приложении управление несколькими дополнительными услугами мобильной связи.

Приложения против интернета

Возможный переход операторов к предоставлению дополнительных услуг в формате приложения частично обусловлен и общей тенденцией, согласно которой классическое пользование сетью с помощью персональных компьютеров отмирает в пользу разного рода приложений.

Статья на эту тему в августе была опубликована в электронной версии журнала Wired. В качестве одной из главных причин увеличения доли приложений главный редактор журнала Крис Андерсон называет активное распространение мобильного интернета. В результате ограничений, которые накладывает на процесс пользования сетью мобильный формат (дорогой трафик, малые размеры дисплеев, ограниченные возможности ввода информации и навигации по сети), более актуальным становится формат, в котором под некоторые наиболее популярные задачи (обмен сообщениями, VoIP, пользование социальными сетями) выделяются оптимизированные под мобильный формат приложения.

Полная версия