Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:32
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Через два года в России могут появиться десятки MVNO-операторов

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Аналитики телекоммуникационного рынка подсчитали: к концу 2009 года абонентская база виртуальных операторов увеличилась в 2,6 раза по сравнению с предыдущим годом. Рост продолжится, отмечают специалисты. В том числе за счет появления на российском рынке новых игроков.

MVNO (mobile virtual network operator) — виртуальный оператор сотовой связи, «виртуальность» которого заключается в том, что он продает услуги связи, арендуя «железную» и софтверную инфраструктуру у оператора связи, которому она принадлежит.
По данным аналитической компании J`son & Partners Consulting, в конце 2009 года услугами виртуальных сотовых операторов (MVNO) в России пользовались 850 тысяч абонентов. В 2007 году их было 110 тысяч, в 2008-м – 330 тысяч, к середине текущего года их уже 1,1 млн (что составляет примерно 0,5% от всех активных sim-карт), а к концу 2010 года количество абонентов достигнет 1,3 млн и продолжит увеличиваться в 2011 году, в том числе за счет появления новых операторов.

Виртуальная Россия

Сейчас в России действует около десяти компаний, работающих в сегменте MVNO и pre-MVNO. Лидером по количеству обслуживаемых абонентов является проект «Просто для общения». К концу первого полугодия 2010 года он обслуживал более 600 тыс. абонентов и занимал большую часть рынка. Следом в порядке убывания количества абонентов идут компании A-Mobile, «Алло Инкогнито» и Matrix Mobile. Если у «Просто для общения» было более 50% рынка, то A-Mobile, «Алло Инкогнито» и «Matrix Mobile» делили между собой около 40%. Остальные 10% занимают прочие компании.

По словам ведущего консультанта J`son & Partners Виталия Солонина, лучше всего MVNO-модель развита в Москве.

«Это, в частности, связано с тем, что в столице не работает сотовый оператор-дискаунтер Tele2, -- пояснил Infox.ru эксперт. -- По сути дела, такие проекты, как «Просто» и «А-Мобайл», заняли эту нишу».

Основными клиентами виртуальных операторов остаются люди, желающие сэкономить на связи.

«Не случайно первый MVNO-дискаунтер появился во время кризиса, -- пояснил Виталий Солонин. -- Вторая большая группа потребителей -- это корпоративные пользователи».

По словам аналитиков J`son & Partners, в ближайшее время стоит ожидать появления новых виртуальных проектов, развивающихся на базе крупных ретейловых сетей. В частности, X5 Retail Group N.V («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») в мае заключила договор о создании виртуального мобильного оператора на базе сетей МТС. Согласно планам ретейлера, первые абоненты должны будут подключиться в «Перекрестках» и «Каруселях» Москвы и Московской области до конца лета 2010 года.

Специалисты также отмечают заинтересованность в MVNO со стороны таких компаний, как «Почта России», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Компания ТрансТелеком», «Навигационно-информационные системы» (НИС), «Скай Линк», «Радуга Интернет», Сбербанк России, Orange Business Services и других. По данным аналитиков J`son & Partners Consulting, Роскомнадзор выдал лицензии «на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи» компаниям, в числе которых «НефтеГазТелеком», «Народный Телеком», «Дельфин Телеком ЕА», «Народный Мобильный Телефон», «Мобильные Медицинские Технологии», «Радиана», «Наша сеть», НИС, «Форатек Коммуникейшн», «ЛэндМаркет», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «КантриКом» и другие. Всего по состоянию на конец мая регулятор разрешил оказывать виртуальные сотовые услуги нескольким десяткам компаний.

Утверждать, что «расцвет» MVNO в России случится в следующие два года, позволяет тот факт, что по условиям использования выданных лицензий начало предоставления услуг приходится на 2011-2012 годы.

MNP (Mobile number portability) -- технология, позволяющая хранить все данные о пользователях мобильных телефонов в единой базе данных. Благодаря этой технологии пользователь может менять поставщика услуг сотовой связи, оставляя за собой номер мобильного телефона.
Однако несмотря на очевидные признаки того, что рынок виртуальной сотовой связи привлекает к себе пристальное внимание даже тех компаний, которые не занимаются предоставлением услуг связи, в J`son & Partners считают, что по-настоящему активный рост этого рынка сдерживается тем фактом, что в российском законодательстве пока нет положения о том, что сотовые операторы обязаны предоставлять свою инфраструктуру в аренду MVNO-операторам. Аналитики считают, что такая мера могла бы создать более благоприятный климат для развития рынка: повысить конкуренцию среди операторов сотовой связи и обеспечить работу механизма переносимости мобильного номера (MNP).

«Мы считаем, что это один из самых серьезных сдерживающих рынок факторов, -- рассказал Виталий Солонин. -- Крупнейшие сотовые операторы (скажем, первые один-два крупнейших) не заинтересованы на данном этапе в партнерстве с MVNO, им и так неплохо живется. Если бы в отраслевое законодательство была внесена поправка, что существующие сегодня сотовые операторы «большой тройки» являются существенными операторами, это бы подтолкнуло их к тому, чтобы они открыли свои сети сторонним компаниям. Ситуация здесь похожа на ситуацию в сегменте фиксированной связи. Крупные операторы-монополисты вынуждены «пускать» в свои сети небольших интернет-провайдеров. Однако по мере развития рынка и дальнейшего усиления конкуренции (толчком к этому может быть, например, реализация механизма MNP) сотовые операторы будут вынуждены выбрать меньшее из двух зол, они осознают, что лучше поделиться доходами с компанией-партнером, который ближе к пользователям и лучше чувствует настроения потребителей, и удержать абонента, чем потерять его навсегда. Взаимоотношения между хост-оператором и виртуальным оператором регулируются договорами между ними, поэтому проблем в целом нет. Однако бизнес MVNO принципиально неустойчив. Довольно большое число виртуальных операторов в мире разоряются, покупаются хост-оператором или меняют сферу деятельности».

Виртуальный мир

В мире рынок MVNO гораздо более развит, чем в России. По данным аналитиков Pyramid Research, в США работает 81 оператор MVNO, в Нидерландах – 66, в Германии – 54, в Бельгии – 52, в Великобритании – 44, во Франции – 41, в Австралии – 33. Всего в мире в конце 2009 года насчитывалось 103 млн абонентов виртуальных операторов. К концу этого года, по некоторым прогнозам, их количество увеличится до 111 млн человек и составит примерно 3,2% от всей абонентской базы сотовых операторов.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама