Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Рынок IT-услуг в России восстанавливается

Российский рынок IT-услуг впервые за десять лет динамичного роста в 2009 году пережил серьезный спад, отмечают аналитики. Однако уже в этом году рост возобновится.

Компания IDC выпустила отчет Russia IT Services 2010-2014 Forecast and 2009 Analysis, в котором проанализировала текущее состояние российского рынка IT-услуг и спрогнозировала его развитие на ближайшие пять лет.

Согласно данным отчета, объем российского рынка IT-услуг в 2009 году сократился на 31,2% и в денежном выражении составил $3,6 млрд. Впрочем, в рублях уменьшение объема составило 12%. Разница возникла в результате резкого изменения курса российской валюты.

Самыми крупными потребителями услуг в сфере IT в России в 2009 году стали государственные и финансовые организации. На них пришлось 19,1% и 18,6% от общих затрат на IT-услуги.

Банки и телекомы

По мнению аналитиков IDC, стратегические IT-проекты в крупных корпорациях и банках, начатые еще до кризиса и развивавшиеся в том числе благодаря поддержке государства, серьезно повлияли на ситуацию на рынке IT-услуг.

Когда кризис только начинался, на рынке были опасения, что банковский сектор испытает большие трудности и его доля в общих расходах на IT-услуги снизится. Однако благодаря помощи государства доля финансовых организаций в этой сфере не только не уменьшилась, но и немного возросла. Свою роль в этом процессе сыграло и то, что финансовые учреждения находятся в сильной зависимости от услуг по поддержке критически важных IT-систем. Два этих фактора вывели банки на второе место по объему трат на IT-услуги. На третьем и четвертом местах расположились телекоммуникационные и энергетические компании с 13,0% и 12,9% соответственно.

Среди самых востребованных IT-услуг, несмотря на существенное сокращение, остались услуги системной интеграции. Расходы на услуги по поддержке аппаратного обеспечения и приложений сократились меньше всего, поскольку банки и телекоммуникационные компании просто не смогли от них отказаться.

Больше всего от кризиса пострадали услуги в области IT-обучения, разработки заказного программного обеспечения, а также комплексного и стратегического аутсорсинга.

Аутсорсинг разочаровал

Аутсорсинг в 2009 году разочаровал IT-сообщество, считают в IDC. Ожидалось, что в связи с кризисом доля услуг аутсорсинга серьезно увеличится. Однако сейчас уже ясно, что совокупная доля этого вида услуг увеличилась менее чем на 1% и составила 13,3%. При этом спрос на услуги комплексного долгосрочного аутсорсинга (в сфере информационных систем) уменьшился, а на наиболее простые его формы, наоборот, возрос. К простым формам IDC относит услуги по обслуживанию компьютерного и сетевого оборудования.

Причина такой разницы вполне «кризисная»: слишком дорого.

«Спрос на комплексный аутсорсинг (информационных систем) сократился потому, что эти услуги требуют, как правило, существенных начальных капиталовложений и основаны на долгосрочных контрактах, а во время кризиса долгосрочные обязательства стали особенно рискованными, -- пояснил Infox.ru ведущий аналитик IDC Александр Прохоров. -- На простые же формы аутсорсинга начальные затраты минимальны».

Эксперт также отметил, что хотя кризис затронул все сегменты рынка, в наименьшей степени пострадали те услуги, которые были направлены на поддержание критически важных систем и оптимизацию бизнес-затрат. И в этом смысле в ближайшие два-три года ситуация сохранится: политика сокращения затрат и повышения рентабельности инвестиций будут по-прежнему определять структуру расходов на рынке IT-услуг в России.

Однако эта тенденция не означает, что расходы на IT-услуги в России продолжат сокращаться. Напротив, по словам Александра Прохорова, восстановление рынка уже началось, и в этом году во всех сегментах будет рост, хотя и небольшой.

Полная версия