О ключевых тенденциях на мировом и российском рынках флеш-памяти, а также о будущем флеш-технологий в интервью Infox.ru рассказал старший вице-президент и генеральный директор по глобальным розничным продажам компании SanDisk Шуки Нир.
-- Насколько перспективен российский рынок флеш-памяти?
-- Уже тот факт, что мы находимся здесь официально, говорит о том, что SanDisk считает этот рынок очень важным. Рынок флеш-памяти разделен на несколько категорий. Карты для фотокамер и игровых консолей, USB-накопители, память для мобильных телефонов и твердотельные накопители -- в будущем замена HDD. В мире сейчас продается 120-130 миллионов фотоаппаратов ежегодно и порядка 300 миллионов USB-накопителей. В 2009 году было продано более 1 миллиарда мобильных телефонов, и 75% из них имели слот для карты памяти. Мы видим закономерную тенденцию на разных рынках: рост количества устройств, требующих карту памяти, обуславливает рост рынка карт памяти. По отдельным странам информацию получить сложнее, но по нашей информации в России в год продается больше 30 миллионов мобильных телефонов. Так что потенциал ясен -- он большой.
-- Есть ли у российского рынка особенности?
-- Как и в других странах, российские пользователи выдвигают высокие требования к объему и качеству встроенной в их фотоаппараты и мобильные телефоны памяти. Если говорить о наиболее популярных в России форматах флеш-памяти, то это прежде всего MicroSD и USB-накопители. На рынке фотоаппаратов наиболее востребован формат SD. Быстрее всего из тройки лидеров растет MicroSD, следом с небольшим отставанием -- USB-накопители, ну и SD на третьем месте. Если рассматривать объем и цену, то если человека интересует только цена, то он покупает карту с минимальным объемом -- два гигабайта. Впрочем, постепенно люди переходят на четыре гигабайта. Это два самых популярных объема. С другой стороны, мы недавно выпустили карточку объемом 32 гигабайта и уже чувствуем устойчивый спрос на нее в России.
-- На твердотельные накопители (SSD) сейчас много надежд. Она легче, требует меньше энергии, но все же дороже, чем жесткие диски. По-вашему, каково ее будущее?
-- Два-три года назад люди считали, что когда речь заходит о сравнении HDD и SSD, то все дело в разнице в цене за гигабайт. А потом появились нетбуки, и стало ясно, что цена не единственный фактор, определяющий выбор между жестким диском и твердотельным накопителем. У флеш-памяти есть два параметра, которые дают ей важные преимущества перед HDD, даже несмотря на разницу в цене. Самый знаменитый пример сейчас -- это iPad. Вы сами видели, какой он тонкий -- жесткий диск туда просто не поместится. К тому же он достаточно легкий и не потребляет такое количество электричества, какое потребляют устройства с жесткими дисками. То есть переход на флеш-память в компьютерах обусловлен не ценой, а свойствами, присущими этому типу памяти. К тому же технологии развиваются, а вместе с их развитием снижается цена. Поэтому доля рынка SSD неминуемо будет увеличиваться за счет HDD.
-- По вашим прогнозам, когда SSD займет какую-то заметную долю того рынка, на котором сейчас господствует HDD?
-- Безусловно, это постепенный процесс, который потребует какого-то времени. Требуется развитие технологий. Пока технологии недостаточно развиты, чтобы цена была достаточно низкой для массового перехода на флеш-память. История говорит нам о том, что рано или поздно это происходит. Когда именно: два, три года -- я не знаю. Но я думаю, для этого процесса не потребуется более семи лет. Через семь лет SSD займет если не 100% рынка, то значительную его часть.
-- Действует ли закон Мура о полупроводниках в индустрии флеш-памяти? И если да, то есть ли предел, когда он перестанет действовать?
-- В западных и российских СМИ все чаще звучат мнения о том, что производить «железо» в Китае становится все менее выгодно. Многие уже сейчас смотрят в сторону Вьетнама, Индии и других стран. Вы согласны с мнением, что работать в Китае становится все менее выгодно?
-- Память как таковую мы делаем в Японии, совместно с компанией Toshiba. После этого память отправляют в Китай, где ее собирают в конечный продукт. Разница между компанией SanDisk и многими другими компаниями в том, что у нас в Китае собственное производство, а не местный подрядчик. Есть два конкурирующих фактора: необходимость снижать себестоимости с одной стороны, но и осуществлять довольно высокотехнологичные работы с другой. Мы решили, что создание собственного производства будет лучшим решением. В следующие два года мы планируем выйти на производство 1 миллиарда карт памяти в год, но для этого мало огромного количества людей, которые могут сделать что-то за небольшие деньги. Нужен еще и определенный уровень знаний. Поэтому для нашей компании условия, которые есть в Китае, остаются приемлемыми.