Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Бизнесмены не доверяют «облачным» интернет-магазинам

Российские провайдеры «облачных» услуг один за другим предлагают клиентам новый тип продуктов: готовые интернет-магазины с набором шаблонов дизайна и веб-ориентированной системой управления. Однако представители малого и среднего бизнеса, на которых нацелены подобные предложения, не спешат осваивать «облачные» технологии. Недоверие к «облачному» принципу и серьезная конкуренция мешают этому сегменту развиваться, считают эксперты.

Готовый интернет-магазин в теории -- более чем удобный сервис, особенно для бизнесменов, для которых инвестиции, связанные с созданием, продвижением и обслуживанием собственного веб-магазина, больно ударят по карману. Подписавшись на «облачный» магазин, клиент получает в свое распоряжение сразу все: и сайт (хоть и с шаблонным дизайном), и систему для управления им, и в некоторых случаях покупательский трафик. В обычной ситуации клиенту пришлось бы нанимать web-дизайнера, покупать коробочную версию программы для управления сайтами, делать определенные инвестиции в продвижение и поддержку сайта помимо ведения основных дел, связанных с торговлей. «Облачный» магазин теоретически лишает своего хозяина всех этих забот, потому что разработкой и технической поддержкой сайта занимается провайдер услуги. Но не все так просто, предупреждают эксперты.

Специальная аудитория

«На наш взгляд, сдавать интернет-магазины в аренду пока еще рано, -- рассказал Infox.ru генеральный директор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков. -- Есть две причины: все Saas-сервисы должны быть доступными в режиме самообслуживания, то есть достаточно простыми и не требующими консультации. Интернет-магазин сегодня -- это все еще сложное бизнес-решение, не технически, а организационно сложное для компании. И обычные клиенты не могут запустить его без консалтинга. А где консалтинг, там нет места для Saas. Тем не менее ситуация может меняться, и не исключено, что и мы представим наш интернет-магазин в аренду».

«Основной риск Saas-решений для интернет-магазинов в том, что в какой-то момент времени, если ваш бизнес будет бурно развиваться, может случиться так, что его потребности перерастут возможности системы», -- добавил руководитель проекта Softcloud Антон Салов.

Руководитель Softcloud также отметил, что облачные интернет-магазины -- это решения прежде всего для людей, которые хорошо представляют, как должны быть организованы интернет-проекты подобного рода. Иными словами, будучи новичком в деле электронной торговли, предприниматель не избавится от всех трудностей, связанных с организацией интернет-магазина, одной лишь покупкой подписки на «облачный» сервис. «Облачный» магазин мог бы стать хорошим решением для профессионала, которому необходимо быстро развернуть сетевую торговую точку, однако Saas все же не является заменой традиционным решениям.

«Я бы не сказал, что «облачные» решения являются заменой традиционным системам для создания интернет-магазина и управления им, -- отметил Антон Салов. -- Это просто возможность довольно быстро развернуть интернет-магазин, который будет глубоко интегрирован с CRM-системой. Глубокая интеграция позволяет стартапам быстро влиться в бизнес и развернуть свое работоспособное и автоматизированное решение. Но естественно, пройдя некую фазу стартапа, каждый задумывается о качественном дизайне, об оптимизации и всех прочих инструментах, которые присущи любому сайту. Они не отменяют использование решений на Saas-платформе, просто дополняют их».

«У разных клиентов разные запросы: кто-то обращается в веб-студии, кто-то самостоятельно пишет движок, а кому-то удобнее использовать готовую платформу для создания магазина, -- рассказал Infox.ru руководитель виртуального хостинга компании «Агава» Дмитрий Филатов. -- Наша услуга ориентирована в первую очередь на малый бизнес, частных предпринимателей -- тех, кому важно запустить проект с наименьшими инвестициями».

По словам Дмитрия Филатова, перейти к предоставлению Saas-услуг компанию заставила изменившаяся ситуация на рынке, где наметилась общая тенденция к переходу от разработки индивидуальных решений к готовым, от найма технических специалистов к самостоятельному изучению систем.

«Перспективы, мы надеемся, самые радужные, -- рассказал эксперт. -- Кризис официально в стране закончился, мы со своей стороны хотим помочь малому бизнесу и частным предпринимателям запускать новые проекты с минимальными издержками».

Перспективы -- это пока все, что есть у провайдеров Saas-магазинов. Пока спрос на услугу ничтожно мал.

Перспективы спроса

«Пока рано говорить о каком-то устойчивом спросе на Saas-решения в области готовых интернет-магазинов, -- считает Антон Салов. -- Есть проблема с конкуренцией: на рынке довольно много систем, которые уже зарекомендовали себя в качестве отличного варианта для создания веб-магазина, и «облачным» предложениям пока довольно сложно конкурировать с тем же «1С-Битрикс».

Конкуренция усугубляется еще и тем фактом, что производители «коробочных» систем для создания сайтов, их поддержки и управления ими не теряют времени и стремятся предлагать Saas-версии своих продуктов.

«В начале года мы представили инициативу по запуску нашего продукта «1С-Битрикс: Корпоративный портал» в аренду, -- рассказал Сергей Рыжиков. -- Осенью мы рассчитываем начать массовую эксплуатацию этих решений. На наш взгляд, этот сегмент «интранет-экстранет» решений очень перспективен для Saas-сервиса. Мы рассчитываем, что основными потребителями станут компании до 50 компьютеров или мобильных пользователей».

Однако сторонники оригинальных Saas-решений для создания интернет-магазинов рассчитывают на то, что места хватит всем.

«Интернет-магазин, созданный с помощью Saas-сервиса, -- это красивое решение для большого сегмента рынка малых и средних предприятий (как продавцов, так и производителей), -- рассказал Infox.ru генеральный директор компании Insales Тимофей Горшков. -- Его красота заключается в том, что за последнее десятилетие рынок аккумулировал экспертизу, которая теперь становится доступной широкому кругу компаний в виде готового решения. То, что раньше требовало ТЗ, согласований, длительного внедрения и, главное, отдела поддержки, теперь реализовано как сервис за весьма и весьма скромную ежемесячную плату. Если требования к создаваемому интернет-магазину достаточно стандартны, то Saas-сервис может предложить решение более эффективное как по суммарной стоимости владения, так и по начальным затратам».

По словам Тимофея Горшкова, есть ещё одно преимущество Saas, которое многие недооценивают, -- эффективное управление нагрузками.

«Не все сервисы аренды интернет-магазина устроены одинаково, -- пояснил эксперт. -- Классический Saas-сервис -- это одна большая платформа, на которой работают много клиентов. При этом есть строгие разграничения доступа, которые не позволяют одним клиентам получить доступ к данным других клиентов. Существуют также сервисы аренды интернет-магазинов, которые выглядят как Saas, но в реальности это коробочные решения, разворачиваемые под клиентов на отдельных виртуальных машинах. С точки зрения производительности это огромные излишние затраты. Простая аналогия: торговый центр со множеством бутиков в нем и постройка отдельных зданий для каждого маленького бутика, с отдельной проводкой электричества, коммуникаций и прочего. В случае настоящей Saas-платформы нагрузка очень легко масштабируется -- достаточно добавить ещё один сервер. В случае аренды копий магазинов, если в одном магазине резко выросла нагрузка, то добавление ещё одного сервера никак не поможет, если изначально это было коробочное решение, рассчитанное на установку на одном сервере. Как показывает история, в естественном отборе выживают более приспособленные, более эффективно использующие ресурсы. Saas в вопросе использования ресурсов -- вне конкуренции».

Рынок в будущем

Поскольку интернет-магазины в формате Saas -- «облачные» решения, проблемы развития у них те же, что и у прочих сервисов подобного рода.

«В России, несмотря на высокую активность и внимание журналистов, Saas-решений необычайно мало, -- посетовал Сергей Рыжиков. -- Я бы сказал, что ситуация плохая, нежели хорошая. Полагаю, что, скорее всего, это связано с уровнем внедрения ИТ-технологий как таковых и с тем, что бизнес не борется еще за проценты доходности, автоматизируя себя ИТ-решениями, в том числе в Saas. Помимо прочего сказывается низкий уровень готовности инфраструктуры провайдеров Saas-услуг. Но мы верим в то, что ситуация будет идти в направлении нынешней западной, где Saas-сервисы очень популярны и во многом популярны в среднем и малом бизнесе как способ минимизации расходов и повышения эффективности».

«Перспективы Saas-сервисов в России достаточно туманны. Можно даже сказать, что «облачны», -- считает Тимофей Горшков. -- Рынок по-прежнему к ним не готов. Российский бизнес хочет иметь осязаемое решение, которое можно потрогать руками, положить в шкаф, запереть на ключ. Доверие к технологическому партнёру выстраивается небыстро, особенно в нашей стране. Поэтому перспективности модели Saas для интернет-продаж будет сопутствовать очень медленное её принятие рынком».

Тем не менее в Insales ждут бурного роста сегмента интернет-торговли, а вместе с ним и Saas-решений для интернет-магазинов.

«Есть одна известная закономерность: человек, впервые пришедший в интернет, примерно через два года осваивается там настолько, что готов совершать там покупки, -- рассказал Тимофей Горшков. -- Когда мы начинали наш проект, был бум социальных сетей. Вокруг все бегали с проектами нишевых социальных сетей, а «Вконтакте» и «Одноклассники» отважно покоряли регионы. Все эти пользователи спустя несколько лет станут интернет-покупателями. Равно как и компании, и отдельные предприниматели замечают быстро растущий вес интернета в принятии решения о покупке или даже в совершении покупки. И в особенности в кризисных условиях нахождение новых каналов сбыта становится актуально как никогда. Приход в интернет большого числа новых бизнес-участников требует соответствующего инструментария. Создавать свой ИТ-отдел, специализирующийся на электронной торговле, -- подход, доступный достаточно узкому кругу компаний. Малому и среднему бизнесу нужно качественное решение, поддерживаемое командой профессионалов, при этом не требующее крупных стартовых вложений и расширения штата дорогими специалистами».

По мнению Тимофея Горшкова, сейчас объем рынка «облачных» интернет-магазинов по грубой оценке составляет 10-15 млн руб. в год. Однако в ближайшие два года эксперт ожидает бурный рост сегмента.

«В первую очередь рост будет определяться активностью компаний-участников, -- считает Тимофей Горшков. -- Также поставщики решений должны зарекомендовать себя на рынке, без доверия к участникам рынок сильно не вырастет. Потенциальный объём рынка в ближайшие пару лет -- 50-100 млн руб. в год».

Полная версия