Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Планшетам до нетбуков пока далеко

Успешный старт продаж планшетного компьютера iPad дал аналитикам основания с оптимизмом смотреть на будущее нового класса устройств. Прежним фаворитам -- нетбукам -- отводят второстепенную роль, а иногда и вовсе предрекают скорое забвение. Однако отдельные эксперты считают, что планшеты сильно переоценены, а нетбуки хоронить еще рано.

По данным опубликованного на этой неделе исследования компании Display Search, в скором времени интернет-планшеты по популярности могут обойти нетбуки. Аналитики компании полагают, что по итогам второго квартала этого года планшетным компьютерам Ipad удастся занять долю в 30% от рынка нетбуков и 6% от рынка ноутбуков. Поводом для такого оптимизма послужил тот факт, что за первые два месяца продаж Apple удалось реализовать около 2 млн устройств.

Аналитики Display Search считают, что если нетбукам удалось завоевать популярность у пользователей благодаря низкой цене, то в случае с планшетными компьютерами имеет место смещение вектора потребительских нужд: если раньше пользователи испытывали потребность в создании контента, то теперь они ориентируются на его потребление.

Аналитики из Forrester Research придерживаются похожего мнения. По данным опубликованного в четверг исследования, в этом году на одном только американском рынке будет реализовано около 3,5 млн планшетных компьютеров. А доля подобных устройств в общей массе проданных PC составит 6%. К 2012 году планшетам удастся занять 18% рынка и 23% -- к 2015-му, оптимистично прогнозируют специалисты компании.

Нетбукам же, согласно данным исследования, повезет гораздо меньше. Их доля в США с 18% в этом году упадет до 17% в 2012 году.

Сокращение претерпит и сегмент настольных компьютеров: с 32% в этом году до 23% в 2012-м и 18% к 2015 году.

Иными словами, в ближайшее время планшетные компьютеры будут «чувствовать себя» лучше прочих классов персональных компьютеров. Однако далеко не все эксперты придерживаются подобного мнения.

Бесполезная игрушка

«Будущее развлекательных планшетов, как я понимаю, большинство людей прежде всего ассоциируют с iPad, -- рассказал Infox.ru эксперт по мобильным гаджетам Михаил Фадеев. -- Но, как показывают мои наблюдения, этот интерес во многом раздут искусственно и обусловлен не какими-то уникальными функциональными характеристиками iPad, а, скорее, тем, что на его корпусе нарисовано яблоко. Если бы Apple стала производить чайники, эти чайники покупали бы лучше, чем любые другие чайники. Потому что Apple -- это символ модного, продвинутого».

По мнению Михаила Фадеева, если не принимать во внимание iPad и посмотреть на десятки других подобных ему устройств, станет ясно, что у всех них нет никакого массового потенциала. Причиной нишевости подобных устройств, по мнению эксперта, является их ограниченная функциональность. Планшетные компьютеры хорошо подходят для потребления мультимедийного контента и веб-браузинга, но не для чтения книг или работы с офисными приложениями. Для прикладных задач все равно потребуется нетбук, ноутбук или настольный компьютер.

Михаил Фадеев считает, что планшеты -- скорее маркетинговый продукт, чем продукт, отвечающий каким-либо потребностям массовой аудитории. Подобная история в IT-мире уже имела место, вспоминает эксперт.

«Сразу вспоминается история с Tablet PC, -- сказал Михаил Фадеев. -- Три-четыре года назад Microsoft активно продвигал «таблетки». Билл Гейтс выступал на разных конференциях, говорил, что Tablet PC -- это «наше все», цифровое будущее, новая вселенная компьютерной индустрии и так далее. Все бросились выпускать эти Tablet PC с рукописным вводом, который представлялся как панацея от всех проблем с клавиатурой и мышью. Год-два это все истерило, а сейчас никто уже и не помнит, что был такой форм-фактор, как Tablet PC. Форм-фактор оказался никому не нужным. И причина была в том, что его необходимость была спущена сверху маркетологами Microsoft, а не возникла в результате появления потребностей людей. То же и с планшетами».

«Нынешние отчеты аналитиков показывают скорее эффективность рекламной машины Apple, чем реальные тенденции, -- согласилась с коллегой эксперт аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова. -- «Вау-фактор» iPad сыграл огромную роль, но маловероятно, что Apple продаст заявленные 10 млн устройств, интерес идет на спад (тем более что появилась новая игрушка, iPhone 4). Косвенно это мнение подтверждает необычно быстрое для Apple начало европейских продаж iPad. Сейчас ситуация складывается такая, что в США за месяц был продан миллион устройств, затем Европа принесла второй миллион, после начала продаж в Азии, думается, будет еще миллион... После этого континенты кончатся. До конца года еще пара миллионов iPad продастся (особенно если Apple подстегнет рынок выпуском iOS 4 для iPad), но, наверное, и все. Бум закончился, и iPad будет существовать где-то неподалеку от Apple TV».

Дешевые и слабые

О том, что нетбуки отжили свое или их можно заменить новомодными планшетами, и речи быть не может, считают эксперты. Правда, нетбуки из-за их технологического развития все труднее и труднее выделять из общей массы портативных компьютеров.

«Нетбуки начались с того, что был класс устройств под названием «ноутбук» с полной функциональностью, нафаршированный, развитие которого двигалось по пути наращивания функциональности, -- объяснил Михаил Фадеев. -- В какой-то момент компания ASUS взяла и отрезала все лишнее, принеся практически все функции в жертву двум параметрам: цене и компактности. То есть они сделали минимальное во всех отношениях устройство. Естественно, покупатели оценили такое предложение. Я вот, например, себе купил два нетбука. Но когда я посмотрел, что там внутри, какими функциями они обладают, я понял, что это не более чем игрушки. Потому что ничего серьезного с таким устройством делать нельзя. Это исключительно веб-браузинг и в «аське» с кем-нибудь посидеть. А дальше случилось следующее: производители нетбуков, подгоняемые конкуренцией, стали наращивать функционал своих устройств. С другой стороны, функциональность ноутбуков перестала наращиваться с такой силой, как раньше, но цены стали падать, потому что рынок нетбуков откусил часть потребителей от рынка полноценных ноутбуков. Производители ноутбуков стали ронять цены на свою продукцию».

По мнению Михаила Фадеева, сейчас уже довольно сложно определить, где нетбук, а где ноутбук. По размерам, функционалу и цене они уже практически идентичны. Так что говорить о каком-то отдельном сегменте нетбуков уже не приходится. Это просто отдельное подмножество сегмента ноутбуков.

Еще два года

Кризис подстегнул спрос на нетбуки, однако вместе с наращиванием функционала выросли и цены на эти устройства. Несмотря на это, у нетбуков есть вполне определенное будущее, считает Светлана Завьялова.

«Не секрет, что вычислительная мощность современных компьютеров уже давно намного превышает потребности среднестатистического пользователя, -- рассказала эксперт. -- Требовательных задач практически нет, главная из них -- игры (killer-app могло бы стать распознавание голоса, но до него далеко). В то же время изготовители ноутбуков довольно долго удерживали цены, пока ASUS не представила концепцию Eee PC, сделав ценовой прорыв. Естественно, огромная масса покупателей, которые действовали по принципу «надо бы новый ноут, но цена кусается», ринулись покупать нетбуки. Потом, правда, начался откат, да и изготовители ноутбуков попытались отыграть потерянные позиции в «средней цене» (а значит, в своих доходах). Например, сегодня практически нет моделей с 7-дюймовым экраном, да и в целом нетбуки постепенно и незаметно трансформируются в «мини-ноутбуки», с ценой за $500 (оправдываемой, например, 10-дюймовым экраном). Но продажи нетбуков могут быть более стабильны (чем у планшетов): для них есть четкая ниша, тем более что в следующем году ожидается волна модернизации: основная масса нетбуков, купленных в 2008 году, уже окончательно устареет, и пользователи будут их заменять».

Интерес к планшетным компьютерам отмечают представители ритейла. Однако, в отличие от западных аналитиков, они не видят тенденций к снижению спроса на нетбуки.

«По нашим прогнозам, продажи нетбуков в 2010 году примерно в три раза превысят аналогичный показатель 2009 года, -- рассказала Infox.ru руководитель PR-службы компании «Евросеть» Ульяна Смольская. -- И появление планшетников на российском рынке не повлияет на этот рост. В планшетах удобно использовать мультимедийный функционал и интернет, нетбук более комфортен при работе в офисных приложениях. Поэтому тенденция роста рынка нетбуков продолжится минимум еще два года».

Впрочем, в «Евросети» с оптимизмом смотрят на перспективы не только нетбуков, но и планшетных компьютеров.

«Безусловно, как и все новые гаджеты от Apple, iPad уже обрел своих фанатов, проблема в том, что часть из них купит это устройство на сером рынке, поэтому официальные продажи также не будут такими революционными, как это характерно для европейских и американских рынков, -- рассказала Ульяна Смольская. -- В общей сложности, по нашим оценкам, в 2011 году будет продано порядка 2 млн нетбуков и 1 млн планшетников. 50% от общего количества планшетных компьютеров, проданных в России, будут составлять Apple iPad, 50% -- продукция других производителей, которые тоже активно готовятся выйти на российский рынок».

«Если называть товарные категории, пользовавшиеся наибольшим спросом в 2009 году в магазинах «Связной», то лидерство занимают мобильные телефоны, а вот на втором месте оказались нетбуки, -- рассказала Infox.ru руководитель отдела по связям с общественностью компании «Связной» Елена Ноготкова. -- Мы не думаем, что в ближайшие один-два года доля планшетов в РФ перевесит долю продаваемых нетбуков. При более высокой стоимости планшеты менее функциональны, а потребители сейчас очень чувствительны к цене. В самом iPad заинтересованы почитатели бренда Apple, а это не массовая аудитория. Продавать планшеты мы планируем, но ресурс нетбуков еще далеко не исчерпан. Особенно в России».

Полная версия