Гильдия продюсеров будет бороться с интернет-пиратами
Гильдия продюсеров России планирует активно взяться за борьбу с пиратством в сети. Юристы готовят поправки в четвертую часть ГК и разрабатывают методику судебного преследования сетевых нарушителей.
Члены Гильдии продюсеров России в рамках выставки CPS/Cinema Production Service-2010, работавшей в Москве на этой неделе, провели «круглый стол» «Правовые и практические проблемы использования аудиовизуальных произведений в глобальной сети интернет». В ходе мероприятия специалисты по авторскому праву и участники индустрии поделились соображениями о том, как правильно бороться с нелегальным распространением аудиовизуального контента в сети.
Поправки в закон
«Гильдия продюсеров выработала проект поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, где предусматривается, что интернет-сервис-провайдеры, если они оказывают услуги, и с помощью этих услуг осуществляется нарушение авторских прав, становятся ответственными за нарушение авторского права», -- рассказал юридический советник Гильдии продюсеров Сергей Семенов.
По словам эксперта, сейчас подобного вида ответственность в законе не предусмотрена, а необходимость в ней есть.
Вторая часть поправок, предлагаемых гильдией, заключается в предложении создать государственный орган исполнительной власти, который будет иметь право выдавать обязательные предписания по устранению нарушений в интернете.
«В принципе, это укладывается в общую систему наших правовых норм, потому что четвертая часть Гражданского кодекса предусматривает меры, которые необходимо принимать по защите прав или даже по угрозе нарушения прав, -- пояснил Сергей Семенов. – Это все есть, но, к сожалению, только в отношении материальных носителей».
Гильдия продюсеров планирует привлекать к ответственности интернет-сервис-провайдеров в случаях, когда они не реагируют на требование правообладателей заблокировать доступ к контенту, нелегально распространяемому в подконтрольных им (интернет-сервис-провайдерам) сетях.
Необходимость более серьезного подхода к борьбе с нелегальным аудиовизуальным контентом в сети отметил директор РАПО (Российской антипиратской организации) Константин Земченков. По его словам, российское пиратство в интернете – это всемирная проблема.
Ее корень в том, что качество экранных копий постоянно повышается, подобные копии появляются в сети уже на второй день после выхода фильма в кинопрокат. Кроме того, произвести нелегальную копию в России гораздо проще, чем в любой другой стране мира.
Все легальные копии фильма помечаются особыми метками, и в РАПО узнают, в каком именно российском кинотеатре была сделана та или иная «экранка», как только она попадает в сеть. Правообладатели и их защитники ведут статистику, согласно которой в Германии, Италии, США и других странах пираты предпочитают делать только «аудиоэкранку», то есть записывать в кинотеатре звуковую дорожку к фильму, а визуальную часть кинокартины зарубежные пираты берут в рунете, потому что в России экранные копии появляются быстрее и в большем количестве, чем в других странах.
Метод борьбы
«Есть статистика, по которой объем рынка нелегальной продукции, относящейся к интеллектуальной собственности в области кино, в 2008-2009 годах превышает $200 млн в год, -- сообщил в ходе «круглого стола» директор юридического департамента компании «Система Масс-медиа» Павел Катков. – При этом динамика от года к году является нарастающей».
Департамент, возглавляемый Павлом Катковым, занимается защитой легального аудиовизуального контента в сети. По словам эксперта, даже в условиях существующего законодательства, практически не способного защитить кино от интернет-пиратов, с нарушителями можно бороться. Одна из главных проблем в этом смысле – отсутствие достаточно компетентных нотариусов, которые могли бы надлежащим образом составить нотариальный протокол при фиксации доказательств.
«Некоторые дела были «разбиты» в суде, оттого что неправильно был составлен нотариальный протокол, -- рассказал Павел Катков. – Здесь целый ворох препятствий. Мы его преодолели, у нас нотариусы есть. Большинство нотариусов говорят, что могут скрин-лист заверить, но надо не скрин-лист заверять, надо сделать полноценную контрольную закупку: от и до. Мы действуем как потребитель: заходим на сайт, находим наш контент, покупаем его. Контент скачивается прямо в присутствии нотариуса и свидетелей, фиксируется каждая секунда скачивания. Только с таким подробным и качественным протоколом можно идти дальше в суд и вообще считать, что нарушение надлежащим образом зафиксировано. После того как эта стадия пройдена, мы можем спокойно начинать претензионное производство в отношении нарушителя, и если на претензионной стадии нам не удалось убедить нарушителей в серьезности наших намерений, осуществлять судебное действие».
Пока до суда добралось всего одно дело, доказательства для которого были собраны по вышеописанному методу, но решение по нему еще не вынесено.
Павел Катков отметил, что даже в случае положительного для правообладателя исхода судебного разбирательства нет никаких гарантий, что владельцы прав получат от ответчика денежную компенсацию. Хотя бы потому, что у пирата может просто не оказаться таких денег. Однако «профилактическая» польза от подобных действий, по мнению эксперта, есть, и немалая.
«Сейчас пират находится в некоем «меридиане»: есть закон, они его не исполняют, мы теряем деньги, и ничего не происходит, -- объяснил Павел Катков. -- Исков от правообладателей нет, а когда они появятся, с этого «меридиана» пиратам будет только две дорожки: «вниз» -- стать полностью вне закона с точки зрения общественного мнения, исполненных постановлений судов по уголовным делам, исполненных постановлений арбитражных судов; либо «наверх», а «наверх» -- это только к легальному контенту, к заключению договоров с правообладателями. И это уже деньги. Деньги, которые мы, может быть, не получим на судебных процессах».