Москва
8 ноября ‘24
Пятница

Извержение вулкана напомнило бизнесу о ВКС

Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль вызвало всплеск внимания пользователей к технологиям видеоконференцсвязи. Впрочем, и без катаклизмов ВКС пользуется все более высоким спросом среди пользователей, отметили опрошенные Infox.ru эксперты.

«ВКС позволяет уменьшить число командировок -- не только для топ-менеджмента, но и для сотрудников среднего звена, принимающих участие в различных рабочих группах (а это 20-40% сотрудников корпорации или ведомства), -- рассказал Infox.ru генеральный директор компании «Видеомост» Вячеслав Борилин. -- При нынешней стоимости ШПД в среднем 600 рублей в месяц и при стоимости конференц-услуги в 1500 рублей в месяц использование ВКС обойдется клиенту на три точки в 3300 в месяц (три канала в регионах, плюс аренда услуги ВКС). Это уже в два-три раза меньше, чем одна командировка двух человек в третий офис, а реальные затраты еще выше».

«Это не только экономия на командировках, -- добавил директор по маркетингу компании «Видеопорт» Алексей Власкин. -- Использование подобных систем предоставляет и скрытые возможности: например, повышает эффективность работы компании, позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В нынешних условиях высокой конкуренции между компаниями оперативность принятия решений является очень важным преимуществом».

«ВКС позволяет существенно сократить расходы на командировки, -- отметила директор по развитию и продвижению сервиса видеоконференций Vivavox Ирина Коптякова. -- При этом общение посредством ВКС не уступает личному, а порой превышает эффективность встречи, делая его более результативным благодаря дополнительным веб-возможностям: совместной работе с документами, удаленной консультации и технической поддержке, возможности пригласить для общения собеседника из любой точки земного шара и другого».

По словам Алексея Власкина, системы ВКС окупаются в среднем за полгода-год, экономят затраты на командировки и потерянное время работы сотрудников, повышают качество и оперативность принимаемых решений и дают возможность заработать с помощью дополнительных сервисов.

«Вообще использование программной ВКС для рабочих групп способно экономить по 200 тыс. рублей на человека в год, -- подсчитал Вячеслав Борилин. -- Период возврата инвестиций составляет всего несколько месяцев, в отличие от аппаратных решений, где такой период больше года. Это и делает программные видеоконференции через интернет столь востребованными для внедрения на сотни рабочих мест».

On-premises против SaaS

До относительно недавнего времени на рынке существовал только один принцип, по которому строилась ВКС, что делало ее доступной лишь для крупных компаний, готовых делать большие инвестиции в аппаратные ВКС-решения. С ростом пропускной способности интернет-каналов и развитием технологий ситуация поменялась: софтверные веб-ориентированные решения оказались способными составить конкуренцию тяжелым аппаратным решениям и продвинуть ВКС в более массовый сегмент рынка.

«Крупные компании, которые содержат ИТ-отделы и развитую инфраструктуру, в подавляющем большинстве предпочитают on-premises, или установку у себя внутри, -- рассказал Infox.ru генеральный директор компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков. -- В пользу такого решения компании склоняются также из соображений конфиденциальности своих коммуникаций. Компании до 50 человек, не располагающие ИТ-отделом, с легкостью используют SaaS-решения. Это позволяет небольшим компаниям воспользоваться современными средствами коммуникаций без существенного увеличения расходов».

«До недавнего времени выделенные решения ставились топ-менеджменту, а средний менеджмент использовал сервисы в случае нужды, -- подтвердил Алексей Власкин. -- Сейчас ситуация меняется, и появляется все больше недорогих выделенных решений для организации ВКС. Что же касается сервисов, то они удобны глобально распределенным компаниям, там, где никак не удается организовать выделенные каналы связи».

По мнению Вячеслава Борилина, SaaS-решения для ВКС сейчас являются наиболее перспективными.

«В мире 67% компаний видят веб-конференции как SaaS № 1 который они хотят купить (по данным исследования Goldman Sachs, 2010. -- Infox.ru), -- отметил эксперт. -- Другое дело, что в России само направление SaaS пока новое. Против SaaS и в пользу On-premises deployment обычно говорит безопасность: Skype, например, сервис SaaS, потенциально прослушиваемый АНБ США, но многих корпоративных клиентов прослушка со стороны далекого АНБ беспокоит меньше, чем возможная утечка информации к близким провайдерам, имеющим экономические интересы тут, в РФ; и экономика: например, в одном из наших внедрений видеоконференций в рамках госпрограммы «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов» учебный центр проводит до 1000 видеоуроков в день, участвует несколько сотен учителей. То, что выгодно при аренде сервиса для небольшого предприятия с десятком конференций, может оказаться слишком дорого для такого интенсивного использования видеоконференций, и тут больше подойдет вариант купить лицензию и установить программное обеспечение для видеоконференций внутри».

Вячеслав Борилин отметил, что, в отличие от SaaS-решений в других сферах, традиционный страх заказчиков потерять данные в случае с «облачными» ВКС отсутствует, поскольку никаких пользовательских документов на серверах видеоконференции не хранится.

По мнению эксперта, это должно способствовать готовности российских компаний пользоваться видеоконференциями именно в SaaS-модели.

«Однако даже для крупной компании возможность воспользоваться SaaS в экстренном случае, когда собственное решение еще не развернуто, бывает очень ценно, как показывает практика, -- рассказал Вячеслав Борилин. -- В журналистских кругах европейских пресс-центров рассказывают, что, когда Испания, председательствующая в Евросоюзе в этом полугодии, попыталась организовать экстренную телеконференцию министров транспорта ЕС, ее смогли организовать только на пятый день после первых запретов на полеты. Так что мир должен принадлежать открытым решениям по модели SaaS, которые можно включить за две минуты».

Вулкан и ВКС

«Извержение вулкана в Исландии в первую очередь отразилось на мобильности людей -- как туристов, так и деловых, -- отметила Ирина Коптякова. -- Облако пепла практически полностью парализовало воздушное сообщение. Ввиду сложившейся ситуации, исключающей возможность личного присутствия на различного рода мероприятиях, системы ВКС получили дополнительную возможность быть испытанными даже теми организациями и физическими лицами, которые ранее не рассматривали ВКС для собственного использования. В свою очередь, последствия катаклизма не имели решающего значения для лиц, предпочитающих использование ВКС командировкам».

«Ситуация, возникшая после извержения вулкана, только подогрела спрос на данный ресурс, -- рассказал Алексей Власкин. -- К нам уже обратились несколько наших заказчиков, которые попросили ускорить процедуру оформления документов для передачи и развертывания им наших решений».

«В мире, по официальным оценкам British Telecom, спрос на видеоконференции на прошлой неделе вырос на 35%, -- сообщил Вячеслав Борилин. -- Наши данные близки с оценкой BT. Напомним, что только в России примерно 10 000 людей не смогли вылететь в деловые поездки и переговоры из-за вулкана». Хорошо, что спрос на ВКС вырос не только на время запрета полетов, но и вообще -- так как люди получили повод задуматься и осознать не только ценность ВКС в экстренной ситуации, но и попробовать и убедиться в полезности видеоконференций в повседневной жизни».

Растущий спрос

«На российском рынке за последние шесть месяцев наметились явные тренды роста спроса на услуги для проведения онлайн-мероприятий, в частности на проведение вебинаров, -- сообщила Ирина Коптякова. -- Предпосылками к такому росту послужили, во-первых, кризисная ситуация в стране, снижение доходов специалистов, высокий уровень безработицы и, как следствие, их выход на рынок фрилансеров; во-вторых, появление сетевых сообществ, выбравших вебинары как форму продвижения своего бизнеса. Большинство компаний рассматривают вопросы применения сервисов в своей работе и видят в этом прямую выгоду для себя. В образовательной сфере наибольший интерес проявляется у бизнес-тренеров и коучей различных тренинговых центров. Проведение вебинаров для них -- это дополнительный источник доходов».

«Если говорить о проникновении на рынок -- то есть как много людей и компаний будут использовать видеоконференции, то мы ожидаем проникновения в 2010 году в 10%, и в районе 70% в 2014 году, -- сообщил Вячеслав Борилин. -- Сейчас, например, уровень проникновения IP-телефонии в бизнес уже 39%, и ожидается, в 2013 году будет 68% (данные J'son & Partners. -- Infox.ru). А ведь технологически от IP-телефонии до видеоконференций всего один шаг».

«В 2010 году мы ожидаем серьезный рост рынка на 30-50%, -- сообщил Алексей Власкин. -- Сейчас SaaS-рынок очень мал, можно сказать, ничтожен по сравнению с рынком выделенных решений. Возможно, это связанно с тем, что российский бизнес не привык к платным интернет-сервисам, которые, возможно, в будущем получат большее распространение. Во всем мире такие сервисы уже являются нормой, и мы тоже к этому постепенно придем».

«В России сейчас 15 миллионов пользователей ШПД, порядка одного миллиона из них -- бизнес-пользователи, являющиеся потенциальными клиентами сервисов и покупателями программных решений для ВКС, -- добавил Вячеслав Борилин. -- Цена услуги ВКС при модели SaaS -- около $50 (1500 рублей) в месяц. Таким образом, потенциальный рынок -- это 500 миллионов долларов ежегодно. Что касается On-Premises-систем, то (оценка агентства Wainhouse Research. -- Infox.ru) доля именно программных решений для видеоконференцсвязи вырастет с 8 до 23% уже в 2012 году, что для России составит 10 миллионов долларов в 2010 году и 20 миллионов в 2012-м. То есть в России, как и в мире, рынок аппаратных видеоконференций для крупных клиентов -- 50 миллионов долларов в 2009 году -- перераспределяется в сторону программных систем, и появляется огромный рынок SMB-клиентов для программных решений -- как SaaS, так и On-premises».

По мнению Вячеслава Борилина, несмотря на то что спрос на ВКС уверенно растет, таким же неотъемлемым элементом современного офисного рабочего стола, как e-mail и instant messenger, данной технологии не стать.

«Email и IM используется в жизни гораздо чаще (больше одного раза в день), чем видеоконференция, и ситуация такой и останется», -- считает эксперт.

«Люди уже пользуются этим повсеместно, однако в компаниях не всегда удается обосновать стоимость современных ВКС-решений, -- добавил Алексей Власкин. -- Нам кажется, с появлением все большего количества успешных внедрений, ситуация в России изменится к лучшему. Рынок еще не совсем готов, но через два-три года мы ожидаем повсеместного использования ВКС-технологий».

«На сегодня ВКС-средства внедряются уже массово, но стоит случиться еще одному-двум извержениям вулкана -- и преимущества, а также возможность вести коммуникацию не выезжая из офиса, будут оценены многократно выше, -- считает Сергей Рыжиков. -- На самом деле компании всерьез задумываются о необходимости такого большого количества поездок для проведения переговоров, и ВКС является здесь прекрасной альтернативой, с каждым годом обеспечивая все лучшее качество связи по обычным интернет-каналам».

«Одним из достоинств систем ВКС является доступность, а также тот факт, что для ее использования не нужно дорогостоящей аппаратуры, -- сообщила Ирина Коптякова. -- На данный момент практически каждый ПК-пользователь обладает доступом в сеть, отвечающим техническим требованиям для использования ВКС. Вопрос о переходе на ВКС является в некоторой степени риторическим, так как эти технологии становятся частью нашей жизни».

Полная версия