Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:57
Москва
25 декабря ‘24, Среда

Альянс Intel и Nokia может оказаться бесперспективным

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Мобильная платформа MeeGo -- совместная разработка компаний Intel и Nokia -- своим функционалом делает заявку на конкуренцию со всеми игроками рынка мобильных ОС. Однако партнерство двух компаний может оказаться неудачным, считают эксперты. Компании преследуют разные цели, и это может помешать им добиться результата в альянсе.

Вице-президент по программному обеспечению и сервисам Intel Даг Фишер (Doug Fisher) заявил недавно, что область применения MeeGo не будет ограничена мобильными устройствами и расширится на обычные ноутбуки и персональные компьютеры. MeeGo разрабатывалась как платформа, на которой будут работать мобильные телефоны, коммуникаторы, нетбуки и интернет-планшеты. Решение расширить область ее применения может оказаться попыткой Intel застраховать себя от возможной неудачи мобильного тандема с Nokia.

Универсальная платформа

MeeGo -- это гибрид двух мобильных систем -- Moblin (Mobile Linux) и Maemo. Проект Moblin инициировала компания Intel в 2007 году. Его целью была разработка специализированного дистрибутива для запуска на устройствах, оснащенных процессором Atom. Сначала корпорация разрабатывала ПО в рамках проекта самостоятельно, потом передала его в ведение Linux Foundation, оставив, впрочем, своих инженеров на разработке дистрибутива.

Maemo -- разработанная компанией Nokia на базе Debian Linux мобильная платформа для использования на портативных устройствах. Она используется в дорогих продуктах компании: в интернет-планшетах Nokia 770, Nokia N800, N810 и коммуникаторе Nokia N900.

О планах развивать свои Linux-проекты совместно Nokia и Intel объявили на мобильном конгрессе в Барселоне в этом году. Предполагается, что приложения, разработанные под MeeGo, будут продаваться в Nokia Ovi Store и Intel AppUp Store, а первые устройства на базе этой платформы появятся до конца года.

В условиях, когда на рынке мобильных платформ уже есть несколько мощных игроков, MeeGo -- шаг, с одной стороны, закономерный, с другой -- довольно рискованный, без четких перспектив.

Туманные перспективы

«Когда альянс Intel и Nokia был объявлен, это было достаточно неожиданно, -- рассказала Infox.ru эксперт аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова. -- Главная проблема MeeGo, на наш взгляд, будет заключаться не столько во внешней конкуренции, сколько в том, смогут ли партнеры с диаметрально противоположными, в общем-то, идеологиями и целями найти компромисс между своими интересами».

По мнению Светланы Завьяловой, главный камень преткновения в альянсе Intel--Nokia -- аппаратная архитектура. Intel много лет пыталась отказаться от архитектуры ARM, заменив его на x86. В мобильной индустрии ARM -- стандарт де-факто.

«Процесс этот длился долго, но наконец компания сумела это сделать, -- рассказала эксперт. -- И выяснилось, что места для x86 в мобильной индустрии не очень-то много. Специфика ARM состоит в том, что у него намного лучше соотношение «производительность--энергопотребление» плюс крайняя простота создания на его базе встраиваемых и мобильных устройств -- накоплен большой опыт, есть масса инструментов и т. д. Переносимость ПО для MeeGo между аппаратными архитектурами -- это, конечно, почти решение проблемы, но именно что «почти», все равно остаются тонкости и сложности».

Другая причина -- разность целей двух компаний. Intel заинтересована в привлечении к платформе широкого круга партнеров, которые будут изготавливать коммуникаторы, смартбуки и прочие мобильные интернет-устройства, а Nokia, напротив, в конкуренции не заинтересована, поскольку все эти устройства компания делает сама.

«Этот союз выглядит не очень прочным, -- считает Светлана Завьялова. -- Сегодня их интересы сбалансированы: Intel нарабатывает базу ПО для мобильных устройств на базе своей аппаратной архитектуры, Nokia работает на перспективу, имея мощный задел в виде миллионов Symbian-устройств. Но это сегодня. Такой баланс весьма тонок и очень зависит от конъюнктуры. Если внезапно окажется, что Nokia сама, своими руками создает себе конкурентов, то вряд ли стоит ожидать продолжения активной работы. Если Intel увидит, что ее усилия по разработке программной части платформы приводят к упрочению позиций ARM, -- аналогично».

«В последнее время при появлении на рынке большого количества коммуникаторов и смартфонов на различных ОС начались продвижение и конкуренция не только по брендам, но и по ОС, -- отметил в беседе с Infox.ru генеральный директор компании Rovercomputers Сергей Смирнов. -- Успешность и неуспешность новой платформы будет зависеть от степени агрессивности маркетинговой политики и выделенных рекламных бюджетов Intel & Nokia, а также от удобства самой ОС для пользователя и количества доступных приложений. Вывод на рынок устройств с новой ОС -- весьма рискованный шаг, особенно в свете анонсированной ОС Windows Mobile 7 и набирающей популярность ОС Android».

Стремление подражать

Является ли создание альянса попыткой выйти на рынок, где и так уже тесно от Iphone OS, Android OS, Bada и Windows Mobile, и целесообразна ли эта попытка? По мнению Smartmarketing, внезапный бум мобильных платформ, наблюдающийся сейчас на рынке, это не системная потребность, а попытка изготовителей клонировать опыт Apple.

«Практически любая мобильная платформа в разрезе бизнеса сегодня представляет собой не более чем продолжение того или иного интернет-магазина для продажи контента, -- пояснила Светлана Завьялова. -- Именно так, не магазин -- дополнительный сервис, а платформа -- приложение к магазину. Если бы Google лет пять назад смогла договориться с Microsoft и Nokia (вариант достаточно фантастический, но не сказать чтобы совсем невозможный), то мы бы увидели Android не как самостоятельную ОС, а как надстройку над Windows Mobile и Symbian в виде модуля, обеспечивающего доступ к онлайновым сервисам Google. Еще очевиднее идея «магазин плюс устройство» в случае с Bada и отчасти Windows Phone 7 Series. Даже компании второго плана (на мобильном рынке) вроде Gigabyte Communications, и они пытаются продвигать свои закрытые платформы».

В Smartmarketing считают, что перспективы такого подхода туманны, поскольку массовый потребитель не слишком лоялен к платформе. Он, как правило, не знает, какая ОС стоит в его аппарате. Его это даже не интересует. Это важно бизнес-менеджерам компании-производителя, но не пользователю.

«И дальше в дело вступает эффект success story, когда один успешный проект вызывает массу подражателей, -- считает Светлана Завьялова. -- Сегодня в этой роли практически все разработчики мобильных платформ. Все они пытаются создать свою экосистему по образцу экосистемы Apple (где Apple получает деньги со всех, от покупателей до разработчиков). Но Apple -- это исключение во всех смыслах, и то, что удается этой компании, вряд ли кто-то сможет повторить. История Zune служит тому примером. В итоге выиграет тот, кто сможет дольше продержаться, у кого окажется больше ресурсов. Именно это соображение, думается, и объединило Nokia с Intel».

Не исключено, что в Intel понимают всю рискованность попытки объять сразу всю мобильную сферу и потому решили делать отдельную версию MeeGo для нетбуков, ноутбуков и ПК. Чтобы в случае разрыва с Nokia иметь большее количество отходных путей: если Nokia решит полностью сконцентрироваться на мобильной Maemo, то Intel сможет укрепиться с собственным программным решением в родном для себя стационарном сегменте.

Nokia без Intel

Операционная система Maemo в данном альянсе тоже может стать своеобразной страховкой финской компании от возможной неудачи партнерства с производителем процессоров. После перевода устройств на ОС Symbian в бюджетный сегмент и адаптации контент-сервисов (акция Comes with music, бесплатная навигация) под его потребности Nokia, сохранив за собой внушительную долю мобильного рынка, получила возможность относительно спокойно экспериментировать с премиум-моделями, под которые заточена Maemo, и готовиться к возвращению в сегмент дорогих смартфонов.

«Сейчас ОС стала одним из основных конкурентных преимуществ коммуникатора или смартфона, -- рассказал Сергей Смирнов. -- Основные игроки рынка продвигают свои продукты по схеме «бренд + название ОС»: HTC + Windows Mobile, Samsung + Windows Mobile, Acer + Android, Rover PC + Windows Mobile и т. д. Nokia решила пойти по тому же пути, предложив пользователям новую ОС».

«Выпуском Maemo Nokia попыталась предложить пользователям новое поколение платформ, лучше соответствующее современным требованиям рынка, -- поделился с Infox.ru своей точкой зрения генеральный директор компании Paragon Software Александр Зудин. -- В частности, предоставить пользователям более современный и дружелюбный интерфейс, лучшие возможности для сторонних разработчиков ПО. Однако сейчас нет оснований полагать, что в ближнесрочной перспективе эта ОС будет иметь успех на рынке. Сейчас ее рыночная доля, в общем, как и MeeGo, очень мала. Что будет завтра, покажет рынок, но пока оснований для большого коммерческого успеха этих платформ я не вижу. Тем более при таком агрессивном поведении Samsung и ее планами по выпуску своей операционной системы Bada. Внутренняя кухня Nokia обычно не очень понятна, но по тем шагам, которые компания предпринимает, можно предположить, что Maemo была создана для обкатки новых «фич» и технологий, которые затем появятся в новой третьей версии Symbian. Своего собственного развития платформа Maemo, скорее всего, иметь не будет».

«На них (устройствах на ОС Maemo. -- Infox.ru) можно сравнительно безболезненно обкатать новые решения, -- согласилась с Александром Зудиным Светлана Завьялова. -- Внезапное открытие массового дефекта в новейшем массовом телефоне, допустим, Nokia -- это скандал и существенный репутационный ущерб, а, например, отсутствие возможности обработки USSD-запросов в N900 -- недочет мало кому известный».

Однако в Smartmarketing считают, что Maemo имеет шансы стать чем-то большим, чем просто экспериментальной платформой.

«Maemo -- весьма удачная ОС, но в том виде, в каком она есть сейчас, она не очень подходит для массового рынка, -- считает Светлана Завьялова. -- Эта ОС -- и сама система, и самое распространенное устройство на ее базе, Nokia N900, -- очень четко ложится на потребности профессионального сегмента, технически продвинутых пользователей. Этот сектор не очень-то и велик, по России мы оцениваем количество гиков в 5-7% от общего числа покупателей WID (смартфонов и коммуникаторов. -- Infox.ru), но он стратегически важен. Каждый гик неизбежно собирает вокруг себя достаточно большое количество простых пользователей, которые с ним регулярно советуются».

Некоторое время бытовало мнение, что Maemo -- запоздалая попытка Nokia угнаться за Iphone OS, Android OS и прочими. Аналитики предполагают, что это не совсем верное мнение.

«Вырисовывается вполне логичная стратегия, -- объяснила Светлана Завьялова. -- Даем гикам техноигрушку, отлаживаем на них новые решения, затем пускаем в массы. Это выглядит очередным шагом в давно продуманной стратегии, потому что серия интернет-планшетов на базе Linux у Nokia появилась по меркам мобильной индустрии очень давно».

По мнению эксперта, подобный подход позволит Nokia не просто завоевать часть премиум-сегмента.

«Ей (компании Nokia. -- Infox.ru) удастся сформировать лояльное ядро пользователей, целый сегмент, причем сегмент профессионалов, -- прогнозирует Светлана Завьялова. -- Они мало того что купят (устройства на Maemo. -- Infox.ru) сами и посоветуют друзьям, но и, возможно, продвинут платформу в сектор бизнес-решений».

Россиянка отсудила у мэрии сотни тысяч рублей за неровный тротуар
Реклама