Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Социальные сети вырастут и разбогатеют

В ближайшие пять лет российские социальные сети ожидает уверенный рост на 23% в год, прогнозируют аналитики. Одновременно с увеличением количества пользователей растут и перспективы коммерциализации социальных сетей.

По данным исследования компании J’son & Partners Consulting, в конце 2009 года самыми популярными социальными сетями в России были Vkontakte.ru и «Моймир@mail.ru», у которых к началу 2010 года было 17,7 и 15,6 млн. пользователей соответственно.

Среди лидеров, правда не абсолютных, данные социальные сети числятся и в странах СНГ, где, по данным аналитиков, в тройку лидеров входит также проект Odnoklassniki.ru.

Проект «Моймир@mail.ru» лидирует по числу пользователей в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Молдове, в Белоруссии и Украине первое место занимает Livejournal.com, в Армении -- Odnoklassniki.ru, говорится в исследовании.

Популярность именно российских социальных сетей, по мнению J’son & Partners, обусловлена, помимо наличия качественных сервисов и преимущества в виде большого числа зарегистрированных пользователей, тесными социальными связями между гражданами СНГ и России, а также популярностью русского языка в этих странах.

Тем не менее исследователи отмечают наличие, рост и развитие национальных социальных проектов в сетях стран СНГ. Кстати, популярность именно национальных социальных сетей -- отличительная черта стран Восточной Европы: в Польше, Чехии и Венгрии самыми популярными социальными сетями являются проекты на национальных языках. И только в Румынии наибольшее число пользователей приходится на американскую социальную сеть Hi5.

По данным исследования, в 2009 году в среднем в России 25 млн человек хотя бы раз в месяц пользовались социальными сетями. По мнению аналитиков, эта цифра сопоставима с числом пользователей в других странах вместе взятых, участвовавших в исследовании. В том числе поэтому Россия является одним из самых быстрорастущих и перспективных рынков социальных сетей. Аналитики прогнозируют, что ежегодный средний прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 года в России составит около 23%.

«По нашим оценкам, увеличение пользователей социальных сетей будет происходить за счет роста уровня проникновения интернет-доступа, который может увеличиться в два раза в ближайшие пять лет, -- рассказала Infox.ru консультант-аналитик J’son & Partners Consulting Елена Аникеева. -- Поскольку социальные сети отличаются легкостью использования и наличием уже большого числа зарегистрированных знакомых, новые абоненты интернета являются хорошим потенциалом роста аудитории данных проектов».

Рост аудитории создает новые перспективы для коммерциализации социальных сетей. Специалисты J’son & Partners Consulting отмечают существование множества моделей коммерциализации трафика в подобных проектах: реклама и маркетинговые решения, кастомизация и премиум-сервисы, игры и развлечения, коммуникационные сервисы. При этом успех конкретных моделей коммерциализации в той или иной стране зависит от менталитета населения, доступности платных сервисов и платежных инструментов для пользователей, качества платных сервисов, уровня доходов населения и прочего.

В качестве наиболее распространенных способов коммерциализации социальных сетей в России Елена Аникеева назвала рекламу, дополнительные платные сервисы и социальные игры.

«Способы монетизации социальных сетей можно условно поделить на две группы по источнику прибыли: реклама и пользователи, -- рассказала Infox.ru вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова. -- Последним можно предлагать дополнительные платные сервисы, не закрывающие базовый функционал, позволяющие тем или иным способом выделиться среди окружающих: сделать оригинальный аватар, отправить подарок другу и т. д. Конечно, очень важно не переусердствовать с платным функционалом, чтобы не вызвать недовольство пользователей проекта. В целом, монетизация при помощи так называемых fee-based-сервисов -- перспективное и быстрорастущее направление, которое при грамотном подходе даже вызывает позитивную реакцию людей (ведь им дают дополнительные полезные функции в рамках проекта)».

Что касается рекламы, то в качестве одного из наиболее эффективных и хорошо адаптированных к специфике социальных сетей способов в Mail.Ru выделили нестандартные проекты, основанные на вирусных механиках.

«Например, не так давно Mail.Ru делал для компании Kraft Foods (бренд кофе Jacobs) специальный проект к 8 Марта, -- рассказала Анна Артамонова. -- Приложение, выполненное с использованием технологии Flash, позволяло создавать оригинальные букеты из разнообразных цветков и отправлять их своим друзьям. На аватаре адресата сразу появлялся стикер с цветами, нажав на который, человек поучал персональную анимированную открытку с поздравлением. За десять дней было отправлено около 55 миллионов букетов. Такой охват аудитории сопоставим разве что с рейтинговыми ТВ-проектами!»

Социальные игры -- неоднократно подчеркнутая аналитиками и участниками рынка социальных сетей тенденция, которая набирает все большую силу.

«Приложения в социальных сетях -- это быстроразвивающееся и очень перспективное направление, -- считает Анна Артамонова. -- По разным прогнозам, объем рынка к концу 2010 года достигнет 50-100 миллионов долларов, то есть вырастет в несколько раз. Уже сегодня больше 30% дневной аудитории социальной сети «Моймир@mail.ru» пользуется приложениями каждый день. И эта цифра постоянно растет. Кроме того, данное направление прекрасно монетизируется. Интересные приложения в «Моем мире» могут зарабатывать до миллиона рублей в сутки. Самыми популярными приложениями в социальных сетях являются игры, однако в будущем мы ожидаем развития и других типов приложений».

Еще одна свежая тенденция -- использование социальных элементов в интернет-магазинах. Они, считают эксперты, делают электронную торговлю более успешной.

«Социальная составляющая в интернет-торговле является фактором формирования сообщества покупателей, системы рекомендаций и зачастую способствует увеличению аудитории интернет-ресурса, -- пояснила Елена Аникеева. -- Поддержка сообщества интернет-магазина позволяет повысить долю посетителей, совершающих покупки, число повторных покупок и размер среднего чека. С другой стороны, возможно создание сообщества интернет-магазина на базе существующей социальной сети, которое носит, скорее, рекламный характер и направлено на увеличение посещаемости магазина».

«Использование элементов социальных сетей в развитии интернет-магазинов достаточно перспективно, -- согласилась Анна Артамонова. -- Например, Mail.Ru разработал функцию, позволяющую владельцам онлайн-магазинов устанавливать на своем сайте кнопку «В Мой мир». Пользователи делятся со своими друзьями ссылками на страницы заинтересовавших их товаров или услуг. Через ленту активности «Что нового», которая является центральным каналом распространения информации в современных социальных сетях, о рекомендованном товаре мгновенно узнают друзья, а также все посетители профиля пользователя. Интернет-магазинам данный сервис позволяет привлекать новых посетителей. Возможна и более тесная интеграция интернет-магазина с социальной сетью через создание приложений типа «список желаемых покупок» или полной реализации интернет-магазина в виде приложения».

Полная версия