Российские геймеры выбирают дорогие игровые консоли
Российская аудитория, покупающая игровые приставки, делает диаметрально противоположный выбор в сравнении с общемировыми показателями, говорят рейтинги наиболее популярных игровых приставок, предоставленные Infox.ru российскими ритейлерами.
По данным авторитетного сетевого рейтинга vgchartz.com, на начало апреля 2010 года лидерство в списке самых продаваемых консолей в мире с огромным отрывом держит продукция компании Nintendo: у Wii 70,11 млн проданных консолей. Следом идут Microsoft Xbox 360 с 39,37 млн единиц и догоняющая Sony Playstation 3 с 33,97 млн приставок по всему миру. На рынке карманных консолей также господствует Nintendo – результаты продаж у всех версий DS – 129,40 млн штук, а у единственного конкурента в этом сегменте, консолей семейства Playstation Portable, – 57,58 млн.
В регионах ситуация мало отличается от общемировой. Согласно данным из того же источника, Wii и DS лидируют и в США, и в Японии, и в странах ЕС (32,91, 10,18 и 27,02 млн штук соответственно). В США на втором месте также разместилась Xbox 360 (22,84 млн штук против 13,66 млн у PS3), а вот в Японии ее существенно обгоняет продукция Sony (5,04 млн штук против 1,28 у Xbox 360). В Европе -- при перманентном господстве Wii -- PS3 долго плелась в хвосте тройки лидеров, но в последний год наметился перевес в сторону Sony: по последним данным, европейские продажи Xbox 360 составляют 15,25 млн консолей, а PS3 – 15,26 млн.
Конечно, учитывая, что продукция Nintendo, по крайней мере до середины лета 2009 года стоила примерно в два раза дешевле, чем устройства от конкурентов, в денежном выражении отрыв компании от прочих игроков не столь очевиден и все же является существенным.
Тем необычнее оказывается ситуация в России, где – согласно данным, предоставленным Infox.ru основными российскими ритейлерами потребительской электроники, – пользователи отдают предпочтение консолям от Sony и Microsoft, нежели от Nintendo. Причем как в «стационарном», так и в «карманном» сегментах.
Согласно информации от пресс-службы компании «М.Видео», в магазинах этой сети по итогам 2009 года список «консольных» лидеров выглядел следующим образом (в порядке убывания популярности): PSP, PS3, Xbox 360, PS2, Wii, DS. В списке стационарных лидеров наблюдается схожая ситуация: PS3, Xbox 360, PS2, Wii, как, впрочем, и в карманных: PSP, PSP Go, DS. Конкретные цифры продаж не раскрываются, но в пресс-службе компании уточнили, что речь идет о десятках тысяч консолей.
Лидерство игровой продукции Sony подтвердили и в компании «Связной». Там по итогам 2009 года продажи PS3 составили 70% от всех проданных консолей, Wii – 28%, Xbox 360 – 2%. Среди карманных приставок также лидирует PSP (3008), у которой 72%. Следом идет PSP Base Slim & Lite (2008) с 26% и PSP Go с 2%. Nintendo DS в «Связном» не продается.
«PS3 -- технологически самая продвинутая платформа с возможностью воспроизведения Blu Ray дисков. Новая модель (PS3 slim 120 gb) и новая цена (около 14 тыс. руб.), анонсированные в сентябре, придали продажам этой платформы дополнительное ускорение, -- прокомментировала Infox.ru ситуацию с продажами консолей от Sony PR-менеджер компании «М.Видео» Юлия Сорокина. -- PSP -- технически совершенный продукт, удачное ценовое позиционирование, платформу поддерживает огромный выбор относительно доступных игр (до 1000 руб.)».
«Если говорить о количественном выражении продаж, то абсолютным лидером по итогам года стала платформа PSP, -- рассказал Infox.ru руководитель направления Console Gaming компании «Эльдорадо» Алексей Резанов. -- Платформа PS2 заняла второе место, а PS3 - лишь третье. Если рассматривать распределение только по стационарным консолям, то ситуация принципиально не меняется. Первое место занимает PS2, второе – PS3, третье – Xbox. Всего за год нами было продано более 50 000 консолей».
В «Евросети» PSP также на первой позиции среди портативных консолей.
«На ее популярность влияет удобное (привычное) управление и широкий выбор игр, -- разъяснила руководитель PR-службы компании Ульяна Смольская. – Кроме того, PSP уже завоевала свои позиции на рынке. Дети просят ее у родителей, увидев у кого-то в школе. PSP Go, на наш взгляд, это новинка, которая через пару лет будет очень популярна».
Оптимальное соотношение цены и возможностей в качестве главного фактора популярности портативной консоли от Sony отметили и представители компании «Связной».
Сентябрьский пересмотр ценовой политики, на который пошла компания Sony, серьезно повлиял на продажи. Уже в ноябре 2010 года Sony Computer Entertainment Europe отрапортовала о достижении отметки в 1 млн игровых консолей, проданных на территории России. Из этого количества 210 тыс. пришлось на PS3, остальное – на PSP, которая остается абсолютным лидером среди карманных консолей в России.
Кроме того, в «Евросети» отмечают популярность мини-игр – небольших карманных устройств, напоминающих по форме PSP, но гораздо более дешевых и менее функциональных. По словам Ульяны Смольской, продажи этого вида цифровых развлечений опережают PSP в разы, однако аудитория мини-игр принципиально отличается от пользователей PSP, поэтому на продажи последних популярность мини-игр влияния оказывает мало.
Что же до стационарных домашних консолей, то тут PS3 активно конкурирует с Xbox 360.
В ноябре прошлого года, когда Sony заявила о продаже 210 тыс. приставок, Microsoft на территории России продала около 200 тыс. устройств – превосходство не вполне очевидно и основные конкурентные битвы еще впереди. При всей «исторической» любви российских пользователей к продукции Sony, представители торговых сетей говорят об активном росте продаж Xbox 360.
Так, компания «Эльдорадо» в пресс-релизе на собственном сайте недавно заявила, что по итогам 2009 года продажи направления Xbox (консоли, аксессуары игры) в магазинах этой сети выросли по сравнению с 2008 годом в 2,3 раза, а продажи самих консолей -- и вовсе в 4 раза. В 2010 году руководители компании рассчитывают увеличить объемы троекратно. Тем не менее, демократизация ценовой политики Sony сделала свое дело.
«К концу года после выхода PS3 slim соотношение резко сместилось в сторону PS3, и платформа в декабре заняла лидирующую позицию», - рассказал Алексей Резанов.
Между тем интерес к Xbox со стороны покупателей отмечают и в «Евросети».
«Среди стационарных приставок значительный отрыв в продажах наблюдается у Xbox 360, -- рассказала Ульяна Смольская. – Основная причина ее популярности, на наш взгляд, кроется в доступной цене и широком ассортименте игр. Среднестатистические игроки консоли – это преимущественно школьники и студенты начальных курсов вузов. PS3 и Wii предназначены для более взрослых геймеров».
«В Европе или Америке Wii на 33% дешевле PS3 (в розницу), -- добавил Алексей Резанов. -- Как ни странно, на нашем рынке Wii стоит чуть ли не дороже PS3».
В целом опрошенные Infox.ru эксперты отметили, что общие продажи консолей на территории России растут.
«В начале года были перебои с поставками игровых консолей, и наблюдается снижение продаж к 2009 году, -- рассказала Infox.ru руководитель отдела по связям с общественностью компании «Связной» Елена Ноготкова. – Но при наличии в необходимом количестве игровых консолей продажи подрастут до прошлогоднего уровня».
«В целом спрос на игровые консоли растет, -- сообщила Ульяна Смольская. – Приставки нового поколения характеризуются эксклюзивными играми (например, Gears of War, Halo) и сервисами. Мы ожидаем, что в дальнейшем будут выходить игры только для каких-либо конкретных платформ, не дублирующиеся для ПК, что, по нашему мнению, заставит многих если не перейти на консоль полностью, то хотя бы просто ее приобрести в дополнение к мощному домашнему ПК».
«Мы ждем существенного роста продаж по игровым приставкам в частности и по видеогеймингу в целом, - сообщил Алексей Резанов. -- Итоги первого квартала по продажам полностью соотносятся с нашими прогнозами и планами развития направления. Уверенно можем прогнозировать, что лидирующей платформой в этом году останется PlayStation3. Абсолютно точно, что спрос на консоли только растет. И одновременно с абсолютным ростом наблюдается смещение интереса между компьютерными и видеоиграми в сторону видеоигр».
«В нашей стране спрос, безусловно, вырастет, -- уверена Юлия Сорокина. – Проникновение игровых приставок в российские семьи в несколько раз меньше, чем в Европе, и эта ситуация должна исправляться».