Москва
3 января ‘25
Пятница

Марек Свиерад: рынок готов к виртуализации ПК

О том, почему вслед за виртуальными серверами в инфраструктуре компаний появятся и виртуальные ПК, в интервью Infox.ru рассказал старший региональный менеджер VMware Inc. по Восточной Европе, России и странам СНГ Марек Свиерад.

-- Что такое виртуальный ПК и в чем его преимущество?

-- Раньше был сервер, на котором работало только одно приложение. Сейчас есть серверы, на которых задействуется множество приложений, и это экономит деньги. Кроме того, сейчас есть возможность переносить все эти приложения с одного физического хоста на другой, что обеспечивает непрерывность работы ИТ-инфраструктуры компании. В итоге «железо» обходится дешевле, счета за электричество становятся меньше. Капитальные затраты и операционные затраты, связанные с виртуализацией, легко наблюдаются и изменяются. Директора компаний сразу могут посчитать, сколько именно нужно потратить и как быстро это окупится. Это про серверы. То же самое и с компьютерами. Мы пытаемся сломать стереотип, предполагающий ситуацию, когда вы привязаны к своему компьютеру. Если у вас ломается ПК, вы теряете данные, вам нужен новый компьютер. Это потеря денег, важной информации и времени. Виртуальные ПК позволяют вам не бояться поломки, потому что вы можете использовать что угодно, чтобы вновь получить доступ к своим данным, -- другой компьютер, коммуникатор, ноутбук или тонкий клиент. В этом и заключается основная идея внутреннего «облака» и виртуального ПК.

-- О виртуализации и «облачных» вычислениях сейчас высказываются только в положительном ключе. Но ведь идеальных технологий не бывает. Какие риски связаны с внедрением данных технологий?

-- Да, действительно, у виртуализации чего бы то ни было есть много преимуществ. Но если вы прибегаете к виртуализации без изменения подхода к прочим бизнес-процессам, вы столкнетесь с проблемой: эта технология сэкономит вам немного денег, но не даст того эффекта, которого вы от нее на самом деле ждали. Многих людей эта ситуация отворачивает от виртуализации. В особенности это справедливо в отношении виртуальных настольных компьютеров. Виртуальный ПК -- это не столько переход к новым технологиям, сколько смена модели менеджмента. Прежде всего нужно изменить точку зрения пользователя на то, как он использует свой компьютер. Сейчас пользователь, которому предлагают виртуализацию, говорит примерно следующее: вы пытаетесь забрать у меня мой компьютер, мою информацию, это плохо. При этом он не думает о том, что, если этот компьютер у него сломается или он потеряет свой ноутбук, уйдут дни, недели на то, чтобы восстановить потерянную информацию. Собственно, в этом есть первый риск, связанный с виртуализацией: вы можете ее внедрить у себя, но столкнуться с тем, что люди попросту откажутся пользоваться виртуальными ПК, и выгоду из технологии извлекать будет сложно. Важно убеждать людей и объяснять им преимущества виртуализации ПК.

Другой риск связан с тем, что виртуальные серверы и виртуальные ПК создавать достаточно легко. И поэтому люди начинают их штамповать вне зависимости от надобности. Однажды они обнаруживают у себя слишком много виртуальных серверов и не знают, как всем этим правильно управлять. Менеджмент виртуальных серверов и ПК -- это вообще ключевая часть. Виртуализация как технология -- это одно, но, если ты не можешь правильно управиться с виртуальным богатством, оно выйдет из-под контроля.

-- Виртуализация десктопов -- это решение для private cloud или для public cloud тоже?

-- Эта технология может существовать и в одних и в других условиях. Все зависит от размера и характера компании. Взять, например, крупный банк или, к примеру, какое-нибудь российское министерство. Такие организации ни за что не отдадут свое «облако» компаниям, как, например, Google или Amazon. У них будет собственная внутренняя инфраструктура, которую они будут максимизировать, оптимизировать и виртуализировать. И это они будут провайдерами виртуальных услуг своим клиентам.

Но если взглянуть на сегмент среднего и малого бизнеса, то для них сторонний «облачный» провайдер вполне может оказаться выгодным решением. Потому что сторонний «облачный» провайдер, такой как, например, телекоммуникационная компания, -- и это сейчас весьма обсуждаемая тема -- вполне может размышлять примерно следующим образом: мы оказываем телефонные услуги, мы обеспечиваем доступ в интернет, так почему бы не создать для малого и среднего бизнеса или частного клиента еще и виртуальный ПК? Ведь представителю СМБ в этом случае не нужно будет покупать новый компьютер, а все, что нужно, это получить тонкий клиент от нас вместе с доступом в сеть и прочими услугами. Мы будем хостить их виртуальные десктопы в нашем «облаке», а они будут платить за его использование ровно столько, сколько они им пользуются: неделю, месяц, год.

Таким образом, представителям SMB не нужно делать капитальных инвестиций, все умещается в операционных расходах. Точно так же, как они включают в операционные расходы оплату счетов за телефон, электричество, они могут включить туда и оплату виртуальных ПК. То есть внешнее «облако» в контексте использования виртуальных десктопов -- это в большей степени фокус SMB. Если же говорить о крупных компаниях, то для них внешнее «облако» -- это скорее площадка для разработки, тестирования и бэкапа. Конечно, ядро своей инфраструктуры они на сторону не отдадут. Впрочем, в будущем, возможно, они отдадут все на outsource, но это вопрос доверия между компанией и внешним провайдером. Эти вопросы решаются на персональном уровне.

-- Виртуализация десктопов и серверов -- идет ли речь о создании инфраструктуры с нуля? Насколько болезненным для компании может оказаться переход к «облаку»?

-- Вот как раз в ответе на этот вопрос заключается разница между целями, которые есть у Google и Amazon, и нашими целями. Их идея примерно следующая: мы строим огромное внешнее «облако», вы фактически выбрасываете все, что у вас есть, или отдаете нам, а мы перестраиваем все это по нашей модели и управляем всем этим за вас.

Мы работаем немного по-другому. Мы уже десять лет на рынке и начинали с того, что переводили в виртуальный формат те части инфраструктуры клиента, которые он сам хотел виртуализировать, -- Microsoft Exchange, Citrix Environment или SharePoint. Делая виртуальными эти серверы, они, так сказать, идут эволюционным путем, шаг за шагом и в одном направлении -- к собственному внутреннему «облаку». После серверов они переходят к виртуальным ПК, хотят более гибких систем менеджмента, больше автоматизации, и мы им это все постепенно строим вот уже десять лет.

Мы сами только в 2009 году толком осознали, что же это мы строили все это время. Оказалось, что это самое настоящее внутреннее «облако», просто раньше мы его так не называли. В этом смысле мы меньше всего заинтересованы в том, чтобы устраивать потрясения в жизнях людей. Мы не требуем от них выкидывать всю их ИТ-инфраструктуру на помойку и строить все заново. На наш взгляд, в «облака» уходить надо, но делать это нужно постепенно. Без революций. И этот процесс, конечно, требует времени.

У меня есть клиенты, которые говорят: а у нас уже есть свое «облако», а есть клиенты, которые говорят: стоп-стоп, давайте сначала просто все оптимизируем и консолидируем. Одновременно мы работаем с провайдерами внешних «облаков», и они предоставляют в качестве услуги дополнительные вычислительные мощности, объемы памяти, виртуальные тестовые площадки.

В ситуации, когда существуют как внешние, так и внутренние «облака», мы выступаем за то, чтобы заставить их работать в связке. За то, чтобы хозяин внутреннего «облака» мог отдать вовне то, что он хочет отдать, и мог оставить у себя то, что он хочет оставить. Это должно быть выбором клиента: сколько своей внутренней информации он готов отдать стороннему провайдеру. Ответ, конечно, может быть «ноль», но может быть и все 100%.

-- По вашему опыту как клиенты (реальные и потенциальные) относятся к идеям виртуализации и «облачных» вычислений? Изменялась ли эта точка зрения в последние годы? И насколько сложно убедить пользователей в том, что «облака» -- это хорошо?

-- Я начал работать в этой компании с 2005 года. И когда я впервые приехал в Россию (да в общем-то и в Австрию, и в Польшу) и сказал потенциальным клиентам: вы будете использовать виртуализацию, вы будете консолидировать и покупать лицензии для этого, потому что это дешевле, удобнее и безопаснее, потенциальные клиенты говорили примерно следующее: да-да, конечно. А теперь убирайтесь из моего офиса. Мы абсолютно не заинтересованы.

В 2006 и в 2007 годах они уже говорили: эй, погодите-ка, это была неплохая идея, давай делать!

В 2007-м мы стали продвигать виртуальные ПК. Я приезжал к тем же клиентам и говорил им: теперь вы будете использовать виртуальные ПК. А они отвечали: слушай, мы тебе поверили по поводу виртуальных серверов, но по поводу виртуальных компьютеров -- даже не рассчитывай, потому что пользователи никогда на это не пойдут.

Ну и тогда мы стали более серьезно прорабатывать концепцию виртуальных ПК, понемногу убеждать людей в пользе этой технологии, добавлять какие-то дополнительные возможности и так далее. И если посмотреть на все это сегодня, в 2010 году, то мы даже слегка удивлены, насколько много людей хотят этого. Мы просто прекратили регистрацию на нашу конференцию, когда набрались 1000 участников, иначе на ней была бы настоящая давка.

Я думаю, что именно сейчас рынок готов к приходу виртуальных ПК, потому что в последние годы компании хорошо присмотрелись к этим технологиям. Пробовали их, создавая виртуальные машины в небольших количествах, а потом анализировали и понимали, что такая виртуализация позволит им серьезно сэкономить на операционных расходах. И теперь они решаются на более масштабное внедрение.

Но нельзя сказать, что это случится только в 2010 году. Это будет происходить и в 2011, и в 2012 годах. Это долгий путь. И некоторые клиенты уже довольно далеко зашли на этом пути, потому что они всецело доверяют виртуализации; некоторые пока не решаются, поскольку считают, что их собственные потребности данные технологии удовлетворить не смогут.

-- Какие можно дать прогнозы относительно облика рынка виртуализации ПК через пять лет?

-- Прежде всего нужно понять, что такое «облако». Определение того, чем являются «облака», это одна из тех вещей, с которой у большинства людей имеются трудности. Часто, разговаривая с директором какой-либо компании, я произношу слово «облако», и он тут же отвечает: нет-нет, я никому не отдам свои данные. Это исключено. Потом, когда я говорю «внутреннее облако», директор говорит: мы подумаем об этом, но все, что я хочу сделать в этом году, это просто оптимизировать мой дата-центр.

Обсуждая процесс оптимизации, мы приходим к тому, что он является очередным шагом к «облаку», но директор мне говорит: ладно, но я не хочу пока это называть «облаком».

Так что это вопрос терминологии. Если взглянуть на корпоративный рынок, то я думаю, что через пять лет примерно 50-60% компаний, использующих «облачные» технологии, будут называть их «облачными». Остальные просто будут настаивать на том, что весь этот комплекс технологий нельзя называть «облаком», просто из-за своего несогласия с терминологией. Я думаю, что самая большая проблема -- это не проценты компаний, которые перейдут в «облака» через определенное количество времени, что вообще-то сложно предсказывать, а терминология.

У нас сейчас есть внутренние «облака», внешние «облака», Google-«облака», Amazon-«облака» и так далее. Я думаю, пока индустрия коллективно не решит, что же есть «облака» на самом деле, судить о том, какая доля компаний их использует, будет сложно.

Полная версия