Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

В Москве выясняли, как заманить бизнес в «облака»

На конференции CloudСonf 2010 в Москве участники российского рынка решений на основе «облачных» вычислений обсудили основные проблемы зарождающейся индустрии и попытались понять, как убедить потенциальных клиентов в том, что SaaS -- это удобно и выгодно.

Аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что российская сфера SaaS и других технологий, вписывающихся в концепцию «облачных» вычислений, сейчас находится в зачаточном состоянии. Однако это не мешает и тем и другим с оптимизмом смотреть на перспективы этого сегмента российского IT-бизнеса.

Поводы для оптимизма

Решения, построенные по принципу «ПО как услуга», прежде всего нацелены на сегмент среднего и малого бизнеса. В особенности на тех его представителей, деятельность которых никак не связана с ИТ и которым, тем не менее, приходится разворачивать собственную ИТ-инфраструктуру для поддержания бизнеса. Напрямую наличие собственной инфраструктуры практически не приносит подобным компаниям какой-либо выгоды и является своего рода «скучной необходимостью». SaaS в этом смысле теоретически более выгодное решение, поскольку требует от заказчика лишь наличия подключенных к интернету компьютеров и подписки на некоторые «облачные» сервисы, которые, по сути, являются аналогами программного обеспечения, устанавливаемого на компьютеры и используемого компаниями для работы.

Преимущество SaaS в следующем: вместо того чтобы покупать собственный сервер для организации корпоративной почты и файлообмена, а также нанимать системного администратора, чтобы тот мог настраивать и обслуживать «железо» и софт, владельцу бизнеса достаточно купить лицензии на использование конкретных «облачных» услуг. Причем ровно в том количестве, в котором это ПО заказчику необходимо.

По словам Антона Салова, руководителя проекта Softcloud, первой в России платформы для предоставления подобных услуг, представители СМБ адекватно оценивают преимущества «облачных» решений и, если отношения между Softcloud и заказчиком доходят до согласия последнего воспользоваться пробной версией продукта, практически в 100% случаев клиенты приобретают лицензии. Кроме того, рассказал Антон Салов, заказчики понемногу расширяют пакет используемых сервисов, продлевая подписку на одни и покупая лицензии на другие продукты.

Еще один повод для оптимизма -- внимание вендоров к «облачным» сервисам. О строительстве собственных дата-центров и разработке софтверных платформ заявили многие глобальные IT-вендоры. Такие проекты имеются у Google, IBM, Apple, Microsoft и других компаний с мировыми именами. На конференции CloudConf 2010 советник по платформенной стратегии «Майкрософт Рус» Дмитрий Мартынов рассказал о возможностях «облачной» платформы Windows Azure, анонсированной еще в прошлом году, и даже показал, как именно на этой платформе будет разрабатываться и функционировать «облачное» ПО.

По словам вице-президента компании Parallels Станислава Протасова, мировые IT-вендоры разрабатывают комплексные «облачные» решения с целью привлечения сторонних разработчиков к созданию SaaS-приложений на этих платформах. Иными словами, сейчас вендоры делают немалые инвестиции в строительство огромных дата-центров и разработку программных платформ, имея основания в будущем эти инвестиции вернуть. Курс вендоров на «облака» -- это, по мнению участников рынка, верный признак того, что cloud computing является одним из ключевых приоритетов в IT-бизнесе сегодня. В технологическом смысле в России трудностей с «облаками» практически нет. Есть провайдеры услуг, есть производители ПО, есть инфраструктурные и платформенные решения. За исключением, пожалуй, не повсеместно развитого ШПД, одного из ключевых условий для нормального функционирования SaaS, в России есть только одна крупная проблема -- менталитет, считают эксперты.

Трудности ментальности

Убеждение, что информация находится в сохранности, только если сервер находится «под столом в кабинете директора», а жесткий диск -- «под его подушкой», является главным тормозом развития SaaS в России, считает Антон Салов. По словам эксперта, российский и западный бизнес в плане информационной безопасности действуют по одному принципу: не держи яйца в одной корзине. Однако для представителей западного бизнеса, использующего «облака», альтернативная корзина -- это просто другой «облачный» провайдер, у которого хранится бэкап информации из основного «облака». В России же альтернативная корзина -- это сервер, к которому у хозяина информации есть физический доступ.

Впрочем, некоторые эксперты сходятся во мнении, что эта проблема будет со временем решена, так же как в свое время была решена проблема доверия к безналичным расчетам с помощью кредитных карт. Вероятность того, что злоумышленники могут взломать серверы банков и похитить денежные средства, остается и сейчас, но людям это не мешает пользоваться пластиковыми картами, поскольку удобства перевешивают возможные риски. С облачными приложениями, считают эксперты, все будет примерно также.

По мнению участников рынка, все готово к тому, чтобы SaaS-решения получили массовый спрос. Теперь главная задача продавцов подобных услуг -- убедить клиентов начать им пользоваться.

Полная версия