В индустрии «облачных» вычислений, несмотря на ее бурное развитие в настоящее время, сохраняется некоторое количество проблем. О них, а также о перспективах «облачных» технологий в структуре современного бизнеса в интервью Infox.ru рассказал Станислав Протасов, вице-президент компании Parallels, помогающей провайдерам «шагнуть в облако».
-- Как вы считаете, что должно произойти, чтобы «облака» стали востребованными в массовом порядке? И может ли такое случиться вообще? И главное, когда это может (должно) случиться?
-- Постепенно это случится. Вопрос только во времени, потому что сейчас те люди, которые должны прийти в «облака», не очень о них слышали или знают. У меня вот, например, есть приятель, у которого маленький бизнес. Он занимается ремонтом, у него маленькая компания, буквально человек 20. Ему нужен был корпоративный email, файлообменник и веб-сайт. Он все это строил сам, потому что ни про какие «облака» не слышал. Если бы он знал, что кто-то в России предлагает, например, хостинг exchange и может все его проблемы по созданию новых ящиков, организации каких-то листов, организации синхронизации с Blackberry, iPhone и прочими мобильными устройствами решить, он бы не задумываясь купил. Если бы IТ стали просто услугой для СМБ от провайдера и ее можно было купить на каждом шагу, никто бы не занимался этим самостоятельно. А в результате он купил сервер, поставил его в каком-то офисе, нанял какого-то студента, который все это ему настраивал. Студент настраивал не очень хорошо. Приятель тратил нервы, деньги и так далее.
Я думаю, что рынок для «облаков» есть, но основные клиенты этого рынка об этом сейчас совершенно никакого представления не имеют. Потому что клиенту «облако» не нужно. Ему нужен рабочий email. Ему нужна возможность обмениваться файлами с заказчиками и между сотрудниками, где-то хранить свои данные, использовать бухгалтерские приложения и приложения по документообороту, вместо того чтобы ставить себе на настольные компьютеры и создавать под это инфраструктуру.
Это как раз то, что будет предоставляться из «облаков», и как раз то, что заказчик в какой-то момент начнет использовать.
-- Сейчас все говорят о виртуализации о IaaS, PaaS, SaaS, но опять же пока большинство пользуются традиционными серверами в дата-центре хостера. Можно ли сказать, что «облачная» модель будет работать параллельно с традиционной, или в конечном итоге все уйдут в «облака»?
-- Большинство средних и малых бизнесов уйдет в облака, прежде всего потому что это удобно. Потому что, например, ресторан хочет кормить людей и на этом зарабатывать деньги, строители ремонтируют квартиры и на этом зарабатывают деньги. Разбираться с тем, что есть еxchange, серверы от HP, серверы от Dell, дата-центры от какого-нибудь системного интегратора, -- все это не приносит им никаких дополнительных прибылей. Но, конечно, когда что-то меняется, старое и новое существует параллельно. Например, сейчас машины становятся гибридными, но большинство до сих пор традиционные. Через какое-то время, возможно, все будут гибридные. Потом, может быть, бензиновые станут раритетом. Точно так же и с IT-инфраструктурой.
У нас проблема, по сути, в том, что никто особо не понимает, что такое «облачные» вычисления, что такое IaaS, PaaS. Это же для нормального человека какая-то полубессмыслица. Многие, скажем крупные системные интеграторы, воспринимают это так: «Облачные» вычисления – да, мы знаем. Надо построить дата-центр». Построить дата-центр – это все равно что вопрос электрификации всей страны сводить к тому, чтобы на Енисее построить Саяно-Шушенскую ГЭС. Но помимо ГЭС должна быть инфраструктура доставки электричества и должны быть лампочки в каждом доме. Если лампочек нет, Саяно-Шушенская ГЭС ничего не решит. Точно так же и здесь: дата-центры никоим образом не делают «облачные» вычисления доступными, нужно, чтобы провайдеры начали их продавать.
«Облачные» вычисления – это сервис, который кто-то предлагает. Сейчас таких предлагающих сервисы в России не очень много. Единственный хороший пример компаний, предлагающих IТ как услугу, – это хостинг-провайдеры. Но они предлагают маленькую часть возможных сервисов, то есть хостинг.
-- Многие мировые IT-вендоры уже объявили о создании собственных инфраструктур и платформ для предоставления сервисов. То есть изъявили намерение продавать свои услуги в комплексе: собственный софт с собственных ДЦ. Что в этой ситуации делать локальным игрокам -- складывать оружие, уходить на покой? Что им надо поменять, чтобы выбраться из этой ситуации?
-- Нет, оружие складывать не стоит. Во-первых, если мы возьмем пару самых известных имен в мире – Microsoft и Amazon, то легко заметить, что и та и другая компания пытаются сделать некое решение для платформ. И они ждут, что на эту платформу придут разработчики программного обеспечения, которые начнут создавать именно те приложения, которые будут покупать конечные пользователи. Представим, что мы организовали молодой стартап для написания облачных приложений. Что, нам строить собственный дата-центр, как Microsoft для Azure? Нам такой дата-центр, как молодому стартапу, не построить никогда. Это очень дорого и окупаться будет долго. Но написать свое приложение, которое будет работать на этой платформе, – для этого ничего не надо, кроме пары компьютеров, доступа в интернет и талантливых программистов. Поэтому я думаю, что локальные игроки в «облачных» вычислениях у нас будут появляться в двух ипостасях.
Первая – инфраструктурные игроки, и они, наверное, будут появляться, если в этом направлении будут двигаться «телекомы», мобильные операторы, потому что у них все есть: клиентская база, состоящая преимущественно из SMB, инфраструктура, они могут себе позволить затраты.
Вторая – это вендоры приложений, которые как раз будут понимать, что людям надо, и предлагать свои решения, построенные на локальных или вендорных платформах.
-- Теоретически «облака» могут помочь интернет-провайдерам зарабатывать больше за счет продажи услуг по аренде ПО. Но ведь продажа ПО через «облака» не их профильный бизнес. Критично ли для интернет-провайдера участие в данном бизнесе?
-- Давайте посмотрим, как это все развивалось. Буквально 15 лет назад была четкая сегрегация между телефонной компанией и интернет-сервис провайдером. То есть интернет-сервис провайдер – это были 100-процентные люди, которые не предлагали телефонию. И человек обычно платил деньги «телекому» за его «медь» и интернет-провайдеру за соединение с интернетом. Сейчас, по мере развития этих технологий, таких четко выделенных «телекомов» и интернет-сервис провайдеров уже не осталось.
В случае с «облаками» будет происходить что-то подобное. Человеку по большому счету нужен не только интернет. Человеку нужны IТ-сервисы: возможность обмениваться почтой, иметь свой собственный веб-сайт, самые простые приложения для организации продаж, ведения бухгалтерии. Поэтому люди, которые будут замыкаться в каком-то узком сегменте, вроде того что «у меня вы можете купить веб-сайт, а с почтой я не работаю», будут потихоньку вымирать, как мамонты. Работать удобнее с одним провайдером, который вам дает все что нужно. Пусть поначалу он будет предоставлять не все очень хорошо, но зато вы к нему приходите и видите – он работает: исправляет ошибки, совершенствует сервисы, делает вашу жизнь лучше.
-- Вы работаете по всему миру. Есть ли разница между миром и Россией? Иными словами, тяжелее или легче ли продавать платформы для организации SaaS-бизнеса в России?
-- В России есть своя специфика. Я бы ее разделил на два типа. Во-первых, в России люди немного консервативны. То есть для того, чтобы что-то начало продаваться в России, оно сначала должно получить определенную долю рынка на Западе. Как минимум в области программного обеспечения я такие вещи наблюдаю. Вторая проблема связана с законодательными особенностями. Во многих областях у нас страна остается относительно бюрократизированной. И соответственно, купить какое-то решение SaaS-типа на Западе, особенно недорогое, достаточно легко: к примеру, я работаю в офисе, у меня есть корпоративная кредитная карточка, я ее достал, заплатил за услугу и мы начали ею пользоваться. В России нужен договор, счет, потом счет-фактура, какой-то набор документов, который уйдет в налоговую. И когда SMB понимает, что ради ежемесячного контракта в $20 за использование IТ-сервиса его ожидают такие сложности с новым поставщиком, он тормозит.
Во-вторых, сложности организационного плана для провайдера. На Западе, если я организую новый бизнес, у меня нет большой проблемы, чтобы собирать с людей деньги. В России такая проблема есть: во-первых, программа биллинга должна быть сертифицирована Министерством связи. Этот процесс и по времени, и по деньгам достаточно затратный. Не каждый маленький провайдер может себе его позволить.
С организацией клиентской базы тоже есть законодательные требования о том, что провайдер должен с клиента собрать, как должны его данные хранить и так далее. Новому провайдеру таких услуг в России появиться тяжелее. И в этом отношении у «телекомов» и прочих компаний, у которых огромное количество подписчиков, у них есть мощное конкурентное преимущество в «облаках». Поскольку у них есть и биллинг, и собранные данные и они данные эти хранят и обрабатывают правильно, «телекомы» могут быстро начать это делать и предлагать новые сервисы достаточно дешево. А для клиента это будет всего лишь дополнительная строчка в счете.
-- Когда говорят о SaaS, чаще всего подразумевают сегмент малого и среднего бизнеса. В чем дело? Крупным организациям не подходят такие технологии?
-- У малого и среднего бизнеса время принятия решения очень маленькое. Человек пришел, ему понравилось, он купил. Большая корпорация может покупать годами. Она, конечно же, купит у провайдера очень много, но будет делать это долго. В свое время мы разговаривали с одной американской корпорацией, которая запланировала переходить с инфраструктуры Sun на Intel. И у них этот процесс был запланирован на десять лет вперед. Второй фактор: при обслуживании SMB важно, чтобы стоимость продажи для провайдера была нулевой, потому что суммы по контрактам там небольшие. Поэтому при покупке IТ-сервиса администраторы или любые другие специалисты тут не должны участвовать, иначе это станет убыточным для сервис-провайдера. Здесь крайне важны процессы автоматизированного предоставления «облачных» сервисов. Ровно поэтому многие провайдеры в мире используют нашу систему автоматизации Parallels Automation. На SMB приходится почти 40% всех IT-расходов в мире, поэтому это достаточно большой участок рынка.
Крупные предприятия в основном строят то, что называется частными, или private, «облаками». То есть их инфраструктура не ориентирована на предоставление сервисов вовне, только на обслуживание собственных нужд. К примеру, для крупной американской корпорации дата-центр с десятками тысяч серверов не редкость. И в нашей стране у крупного бизнеса порядки такие же. Вы представляете себе, чтобы какой-нибудь банк или металлургическая компания стали продавать IТ как услугу?
Поэтому, конечно, в контексте «облаков» чаще всего говорят о SMB. Просто для малого и среднего бизнеса «облачное» решение – это моментальное облегчение практически всего, что связано с расходами на IT-инфраструктуру.
-- Многие говорят о том, что «облака» несовершенны с точки зрения безопасности данных компании, личных данных пользователей. Так ли это? Что сделано в индустрии «облачных» вычислений для того, чтобы обезопасить данные клиентов «облаков» от утечек со стороны злоумышленников как извне, так и изнутри (из дата-центров)?
-- Конечно же, такого рода опасения есть. Я думаю, что они еще будут существовать какое-то время. Действительно, если какие-то секретные данные содержатся в моем ноутбуке, то закрыв крышку и положив его в сумку я чувствую себя достаточно безопасно. Если они на каком-то сервере в неизвестном мне дата-центре, то действительно, а вдруг их украдут?
Но я думаю, что постепенно люди начнут привыкать к этой мысли. Скажем, у меня есть счет в банке. У банка есть информация обо мне. Могут ли хакеры залезть на сервер банка и украсть мои деньги? Да, могут. Но тем не менее, мы все уже особо об этом не задумываемся, и я думаю, у каждого человека как минимум в крупных российских городах деньги лежат в банках, а не под подушкой.
С данными произойдет примерно то же.
Деньги – это же тоже данные, по сути дела. Причем в некотором смысле данные более важные. Во-первых, люди начнут потихоньку понимать, что если у провайдера миллион клиентов, которые хранят на его серверах данные, то сам провайдер вряд ли будет копаться в их данных. Потому что это просто невозможно, даже если он очень захочет. Данных огромное количество.
Кроме того, они, конечно, начнут понимать, что провайдер заинтересован не меньше их, чтобы эти данные не утекали, потому что каждый скандал с хакерами, проникшими в Royal Bank of Scotland или там в Citibank, приводит к тому, что люди начинают переводить оттуда деньги, перестают класть туда деньги. Точно так же и с провайдерами: если будет информация о том, что хакеры вскрыли инфраструктуру сервис-провайдера и получили доступ к данным конечных пользователей, то конечные пользователи начнут искать других провайдеров. Поэтому я думаю, что безопасность еще будет какое-то время останавливающим фактором для людей, которые думают, двигаться им в «облака» или нет, но я думаю, что этот фактор будет сходить на нет. Потому что удобства перевешивают возможные проблемы.
-- Недавние злоключения хостинг-провайдера «Агава» наверняка заставят бизнес задуматься о безопасности корпоративных данных не только от конкурентов, но и от государства. Может ли бизнес в этом отношении как-то рассчитывать на SaaS?
-- Чем хороши «облачные» вычисления, так это тем, что вам нужно интернет-соединение. Вам, в общем-то, все равно, где стоит этот сервер. Стоит он в дата-центре на территории Российской Федерации или на Каймановых островах. Соответственно, по мере роста «облачных» вычислений основные игроки -- «телекомы», мобильные операторы, крупные сервис-провайдеры, конечно же, будут работать с государством в том направлении, чтобы обезопасить клиентов от произвольных действий такого рода. Представьте себе ситуацию, что, скажем, одна из крупнейших российских телеком-операторов решил стать «облачным» провайдером. Он им стал, и тут региональный уголовный розыск приходит и выключает сервера. Клиенты страдают. Клиенты бегут к сервис-провайдерам, которые работают, допустим, из-за границы, куда уголовный розыск прийти может уже с трудом. А крупная компания все свои инвестиции, которые он сделал в построение проекта, начинает терять. Я не думаю, что это им понравится. Они будут работать над тем, чтобы, например, было решение суда для выключения серверов.
Я думаю, еще какое-то время подобные и не очень красивые с точки зрения правомерности применения силы правоохранительными органами истории, наверное, будут случаться. Но по мере того как «облачная» индустрия в России будет расти и люди будут понимать, что в сущности IT двинулось туда, законодательная база и правила игры начнут очень быстро формироваться.
-- После истории с серверами «Агавы» в сети появилась шутливая инструкция о том, как вести IT-бизнес в России. Одним из советов в этой инструкции было предложение держать серверы за границей. Вы считаете это вредным или полезным советом?
-- Мне кажется, что это совет из серии «лучше ездить по дорогам Калифорнии, чем Москвы». Отличный совет: в Калифорнии солнца больше, там кабриолет можно купить, в Москве непонятно, куда его девать. Тем не менее, когда офис находится в Москве, совет ездить по дорогам Калифорнии полубессмысленен. Здесь аналогичная ситуация. Вот, скажем, если мы с вами мелкий и средний бизнес, то как мы купим услугу у зарубежного провайдера? Мы, в принципе, можем это купить, я могу взять свою личную кредитную карту и заплатить через нее. Но я уже никоим легальным образом выставить это на расходы компании не смогу. Понятно, что если я совсем маленький бизнес, индивидуальный предприниматель например, то для меня это не важно, потому что у меня доходы компании и мои личные доходы это одно и то же. Но если я хотя бы ООО, это уже не одно и то же. И в принципе, для того чтобы правильно отмечать все в расходах, я должен получать счет-фактуру, я должен перечислять безналичные рубли. С иностранным провайдером это не пройдет. Поэтому я думаю, что совет имеет смысл, особенно если вы занимаетесь чем-то не вполне легальным.
Но если вы рано или поздно захотите растить легальный бизнес, этот совет вы не сможете использовать.