Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

«Облака» в России защищают почту и управляют проектами

По мнению экспертов, несмотря на то что рынок прикладных «облачных» сервисов для бизнеса в России находится в зачаточном состоянии, среди различных видов SaaS-решений уже наметились фавориты. Прежде всего клиенты готовы тратиться на защиту почты и на системы управления проектами.

«Самыми популярными сервисами среди потребителей Softcloud (первый российский проект, построенный на полноценной «облачной» SaaS-платформе. -- Infox.ru) являются решения для защиты почты (среди них Google Message Filtering, Google Message Security), почтовые решения (Google Apps, Microsoft Exchange, Open-Xchange Groupware), коммуникационные решения (например, ITooLabs Unified Communications) и средства коллективной работы (Ideomax Software Actiwise), -- рассказал Infox.ru руководитель отдела корпоративных интернет-решениий Антон Салов. -- Также в последнее время вырос спрос на CRM, например, решения «Мегаплан».

«На сегодня большинство запросов пользователей Point4ALL (российская площадка «облачных» решений для бизнеса. -- Infox.ru) касаются сервиса «Управление проектами». Следующими по частоте запросов идут сервисы «Управление персоналом» и «Управление продажами», -- рассказала Infox.ru директор по маркетингу, рекламе и PR компании Softkey Татьяна Цветкова.

Реальная практическая ценность данных предложений – одна из главных причин их востребованности, считает эксперт.

«С их помощью можно оптимизировать работу HR-специалиста, максимально упростить управление персоналом и проектами компании, -- объяснила Татьяна Цветкова. -- Многие пользователи заинтересовались возможностью развертывания корпоративного портала. CRM-система позволяет сократить цикл продажи и увеличить количество успешно закрытых сделок».

«Компания Softline проводила в 2009 году опрос, одним из вопросов которого был: «Какую часть инфраструктуры компании вы готовы перевести в «облака»? -- рассказал Антон Салов. – На первом месте оказались почтовые сервисы, на втором – антиспам и антивирус почты, на третьем – офисные программы. Самым непопулярным сервисом стал ERP».

«В настоящее время эти сервисы имеют очень ограниченные возможности, -- объяснил Infox.ru генеральный директор компании «Ауби-центр», занимающейся предоставлением SaaS-решений, Владимир Потапов. – Старые, проверенные временем Desktop ПО функционально более развиты».

«Результат опроса понятен, -- продолжил Антон Салов. -- Ведь пользователи уже давно пользуются почтовыми сервисами, например Gmail. А тяжеловесные и дорогостоящие решения типа ERP не готовы внедрять большинство компаний».

По мнению Антона Салова, теоретически, как сервис могут предлагаться любые приложения. На практике у таких категорий программ, как графические приложения, картография, САПР, возникают высокие требования к пропускной способности канала, и их затруднительно запускать в таком формате. Однако как сервис можно успешно использовать большинство распространенных видов программ, таких как офисные пакеты, почтовые системы, решения для управления бизнесом, решения для защиты почты. Нельзя полноценно использовать как сервис антивирусы – им нужен достаточно глубокий уровень доступа к локальной системе и необходима, как минимум, некоторая клиентская часть.

Ближайшая перспектива

«Прежде всего, мы можем прогнозировать рост потребительского доверия к продуктам SaaS как таковым, -- сообщила Татьяна Цветкова. – Это прекрасная возможность для экономии. Если сравнить данный сервис с альтернативным профессиональным ПО, стоимость может разойтись на порядок. Например, предложение от известного производителя, разработанное для управления проектами, стоит в районе 250 тысяч рублей. В перечне предложений SaaS существует альтернативное решение, право на использование которого в течение месяца стоит всего около 400 рублей. Годовая «подписка» на него же стоит в пределах 4 тысяч рублей. Это предложение окажется по карману даже тем компаниям, которые из-за очевидного дефицита бюджета вынуждены были работать на нелегальном ПО».

«Повысится спрос на CRM-сервисы и сервисы для бухгалтерского учета, -- спрогнозировал Антон Салов. – На рынке присутствует спрос на hosted 1С, поэтому мы ожидаем предложения такого востребованного сервиса. Через год-два на рынке появятся платные сервисы для домашних пользователей и частных лиц. Также есть спрос со стороны наших заказчиков на российские сервисы «облачного» back-up и хранения данных для корпоративного сектора».

Владимир Потапов в разговоре с Infox.ru отметил, что пока повышение спроса на бухгалтерские решения незначительно, но «говорить в России с клиентами на тему интернет-бухгалтерии стало легче».

«Раньше предложение ведения учета по интернету вызывало неловкую улыбку, -- рассказал Владимир Потапов. -- Сейчас клиент отвечает: «Да, читал, слышал…». Это уже прогресс».

По мнению Владимира Потапова, наибольшую заинтересованность в облачных решениях, предлагаемых «Ауби-центром», демонстрирует средний и крупный бизнес, имеющий территориально разрозненных пользователей (подразделения, представителей, партнеров). Этот сегмент очень заинтересован в площадке, где можно быстро, недорого и надежно развернуть коллективный автоматизированный учет.

«Очень интересная и важная категория пользователей (для нас, во всяком случае) - это аутсорсинговые компании, ведущие учет клиентов, - отметил эксперт. – Им очень интересно расширить свой бизнес за счет организации первичного учета на стороне клиента, а самим на себя взять полномочия методологиста – главбуха или финансового директора».

Прежние проблемы

Несмотря на множество позитивных тенденций, рынок SaaS в России продолжает испытывать проблемы, связанные с его очень небольшим «возрастом».

«Рынок SaaS в России отстает от западного по масштабам, уровню проникновения примерно на три-пять лет, -- сообщил Антон Салов. – Если в Европе и США «софт как сервис» используется достаточно широко и уже очень многие корпорации выносят в «облака» такие критичные для бизнеса системы, как CRM, то в России пока на это готовы немногие – «облачным» системам корпоративного уровня еще предстоит заслужить доверие. На текущий момент на российском SaaS-рынке нет крупных игроков, рынок только формируется. Игроки должны учитывать потребности российских клиентов, а не слепо копировать западные сервисы».

По мнению эксперта, в России пока еще недостаточно развито законодательство в этой области. Проблемой может стать, например, страхование ответственности провайдера по тем или иным инцидентам.

Однако относительно будущего SaaS в России большинство опрошенных Infox.ru экспертов высказались оптимистично.

«В ближайшем будущем перенос почты в «облака» примет массовость, и лидерство за такими сервисами сохранится», -- заметил Антон Салов.

«Процесс перехода учетных задач в «облако» – неизбежность, но переход будет постепенным, например, в течение пяти-десяти лет, -- считает Владимир Потапов. – За это время ERP/Accounting сервисы «наберут силу», станут более функциональными. О неизбежности перехода всей индустрии разработки ПО на принцип SaaS говорит, например, тот факт, что Microsoft рекомендует разрабатывать S+S(SaaS) приложения и намеревается развивать преимущественно средства разработки «облачного» ПО. Так, во всяком случае, они заявляют на форуме разработчиков. Другие лидеры мировой IT-индустрии также ориенитуются на SaaS-приложения».

Полная версия