Мини-ноутбуки в России выросли на треть
Российский рынок мини-ноутбуков растет, не оглядываясь на кризис. По итогам 2009 года он вырос более чем на треть и продолжит расти, считают эксперты.
«В отличие от других форм-факторов мини-ноутбуки показали положительный и уверенный рост в 2009 году: 34,5% в штуках по сравнению с 2008 годом», -- рассказала Infox.ru старший аналитик IDC по рынку персональных компьютеров России и СНГ Зарина Камытбаева.
По данным исследования IDC Quarterly PC Tracker, поставки мини-ноутбуков в Россию растут, в четвертом квартале 2009 года их доля в общем объеме российского рынка ноутбуков составила 18,7%.
«Квартал оказался очень удачным, -- отметила руководитель PR-службы компании «Евросеть» Ульяна Смольская. -- Выйдя осенью 2009 года на рынок ноутбуков/нетбуков, уже в декабре 2009 года продажи «Евросети» в этом сегменте занимали 3% рынка. По нашим оценкам, доля нетбуков на российском рынке портативной компьютерной техники в четвертом квартале 2009 года составила 15%. Объем рынка портативных ПК в 2009 году составил примерно 2,5 млн устройств».
В IDC подсчитали, что всего в Россию в четвертом квартале 2009 было поставлено 1,55 млн ноутбуков, что в 2,5 раза больше, чем было поставлено в четвертом квартале 2008 года. В списке лидеров российского рынка ноутбуков особых изменений не произошло: больше всего ноутбуков в России продают Acer, ASUS, HP и Samsung. Лишь на пятом месте произошли небольшие изменения: компания Lenovo вытеснила из пятерки лучших компанию Toshiba.
«Несмотря на кризис и скромные ожидания от рынка в целом, компания Lenovo развернула широкую деятельность в России в прошлом году, -- пояснила Зарина Камытбаева. -- Компания существенно расширила ассортимент продукции, сделала основной упор на консьюмерскую линейку и предложения мини-ноутбуков».
В целом рынок активизировался, отметила эксперт.
«Партнеры поставщиков проявили большую активность и продолжали закупать компьютеры вплоть до последней недели декабря, -- сообщила Зарина Камытбаева. -- Колоссальный спрос очнувшегося после затишья рынка плюс традиционно высокая активность покупателей в предновогодний период оказали позитивное влияние на квартальные показатели. Примечательно, что, несмотря на столь высокие объемы поставок, склады дистрибуторов на начало 2010 года сохранили умеренный запас товаров по сравнению с полной затоваренностью год назад».
Тем не менее эксперт отметила, что сохранение позитивных тенденций следует ожидать как минимум и по итогам первого квартала этого года.
«Уже со второго квартала 2010-го конкуренция со стороны нетбуков усилится, -- добавила Ульяна Смольская. -- По итогам второго квартала 2010 года мы ожидаем рост продаж нетбуков на 50% по сравнению с первым. Появится много новых моделей от всех ведущих производителей, также на рынок начнет давить спрос, связанный с летним сезоном».
Растущие объемы поставок нетбуков расширяют рынок компьютерной техники в целом, считает Ульяна Смольская.
«И рынок нетбуков, и рынок ноутбуков в динамике растут за счет перехода пользователей со стационарных ПК на портативные устройства», -- рассказала эксперт.
По оценкам специалистов компании «Евросеть», по итогам 2010 года доля портативных компьютеров на российском рынке компьютерной техники составит 25-30%.
В IDC также отметили смещение пользовательского спроса от бюджетных решений в сторону повышения, имевшее место в 2009 году.
«В первом полугодии 2009-го наблюдался существенный сдвиг в сторону дешевых устройств, однако во второй половине года наметился обратный тренд, более того, ощущался дефицит ноутбуков с дискретной графикой, -- рассказала Зарина Камытбаева. -- К концу года уже можно отметить, что основной спрос потребителя сместился в средний ценовой диапазон».
Необходимо отметить, что ноутбуки среднего ценового диапазона с дискретной графикой -- это как раз та разновидность устройств, которой обычно пользователи заменяют настольные компьютеры: подобные ноутбуки достаточно (хотя и гораздо меньше, чем полноценные десктопы) производительны, чтобы обрабатывать мультимедийную информацию на приемлемом уровне, стоят примерно столько же, сколько и настольные решения, но занимают гораздо меньше места.
В целом рынок настольных и портативных ПК в четвертом квартале 2009 года, по данным IDC, подрос на 57,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. В последние четыре месяца прошлого года в Россию было поставлено 2,65 млн компьютеров. Настольных персональных компьютеров из них было 1,1 млн штук, что на 4,7% больше, чем в аналогичный период 2008 года.