Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Каждый четвертый кинозал в России к концу года будет цифровым

С премьеры знаменитого «Аватара» Джеймса Кэмерона прошло уже почти три месяца. Фильм до сих пор собирает полные залы, владельцы цифровых кинозалов подсчитывают прибыль, а эксперты прогнозируют серьезный рост числа залов, оборудованных для просмотра цифрового и трехмерного кино.

По данным исследования компании Screendigest, с 2008 года по текущее время количество цифровых кинозалов в мире выросло на 86,4% и составило 16 405 залов по всему миру. Совокупный рост (по отношению к 2008 году) количества подобных кинозалов за 2009 год по всему миру составил 254,5%, а в Западной Европе – 614%. Бурный рост аналитики связывают в том числе со стремлением владельцев киносетей «подтянуть» технологическое оснащение своих залов к декабрьской премьере суперуспешного «Аватара». Рост, считают специалисты, хоть и не такой бурный, продолжится и дальше. Причем не только за счет новых кинорелизов в 3D, но и за счет стремительно растущей доли альтернативного контента, все чаще демонстрирующегося в кинотеатрах по всему миру. В России ситуация соответствует мировым тенденциям.

Российская «цифра»

По данным российской компании «Невафильм Research», на 4 марта 2010 года в 116 российских городах работало 382 цифровых кинозала. По состоянию на начало декабря 2009 года таких залов в России было около 240. То есть всего за три месяца в России открылось около 140 цифровых кинозалов, даже несмотря на проблемы, которые испытывают российские киносети, пытаясь переводить свои залы на «цифру». Данный скачок не предел, считают российские эксперты рынка кинопоказа.

«Мы считаем, что количество цифровых залов к концу 2010 года в России составит 650», -- сообщил Infox.ru генеральный директор компании Movie Research Company Олег Иванов.

В «Невафильм Research» также испытывают оптимизм, но более сдержанный.

«Мы составляли прогноз на эту тему, – рассказала Infox.ru ведущий аналитик компании Ксения Леонтьева. -- Мы предполагаем, что если сейчас около 16% кинозалов в России оборудовано для 3D-кинопоказа, то к концу года доля таких кинозалов составит 25%, или – в количественном исчислении – около 570».

«По моему мнению, около 650 кинозалов к концу года – это если и оптимистичный прогноз, то лишь немного, -- поделился с Infox.ru генеральный директор компании «Кинопроект» Александр Рубин. – Мы ожидаем, что к выходу «Шрека» количество цифровых залов может дойти до цифры 400, а дальше, вполне возможно, будет больше».

Одним из главных драйверов роста количества цифровых кинозалов в России, как и во всем остальном мире, стал фильм «Аватар», считает Александр Рубин.

«По поводу пресловутого релиза «Аватара» ошибались даже мои оптимистично настроенные коллеги по цеху, -- пояснил эксперт. – Сегодня сбор на одну цифровую копию (этого фильма. -- Infox.ru) составляет уже примерно $227 тыс. В то же время одна копия 35 мм за тот же период собрала $29 тыс. То есть средний 3D-зал собрал примерно в 7,8 раза больше денег, чем зал, оборудованный под 35 мм. Люди, которые нашли в себе силы принять прогресс как нечто, что имеет непосредственное отношение к сегодняшнему бизнесу кинопоказа, практически вернули свои деньги за несколько недель показа «Аватара».

Однако, по мнению эксперта, всеобщий подъем, вызванный успехом картины Джеймса Кэмерона, пока принес свои плоды только участникам бизнеса кинопоказа. Российскому кинопроизводству пока не на чем снимать стереокино.

«При практически полном отсутствии съемочной техники для работы в стерео речь пока идет только об адаптации картин для стереопоказа, -- рассказал Александр Рубин. – Но в ближайшие месяцы в России появится нужная техника, и продюсеры получат возможность использовать этот инструмент для создания посещаемого и востребованного продукта».

Без конкуренции

В связи с увеличивающимся числом цифровых кинозалов усиливается и разброс в системах, использующихся для 3D-кинопоказа в разных сетях. Сейчас на рынке присутствуют шесть основных решений: Dolby 3D, XpanD, Real D, Master Image, IMAX, Dual Projection. В свете постоянно увеличивающегося количества цифровых залов логично было бы предположить, что между этими системами может возникнуть нешуточная конкуренция. Однако это «не тот случай», считает Ксения Леонтьева.

«Каждая из технологий 3D-кинопоказа рассчитана на определенные параметры зала, на определенное оборудование, -- объяснила эксперт. – В зависимости от того, какого зал размера, может подойти та или иная технология. То есть все они могут существовать на рынке равнозначно, не сильно между собой конкурируя. Я думаю, что нет системы, которая при любых условиях выдавала бы идеальную картинку».

Согласно данным «Невафильм Research», наибольшее распространение в российских цифровых кинозалах получили решения Dolby (66,7%), XpanD (26,8%), Real D (3,7%) и Master Image (1,4%).

«На практике система Dolby 3D наиболее удобна в эксплуатации: она не требует ни специального экрана, ни замены батареек в очках, да и сами очки стоят существенно дешевле, чем XpanD (что удобно в случаях их поломки или кражи), -- рассказала Ксения Леонтьева. – Хотя активная система XpanD дает большую яркость экрана, ее неудобство заключается в том, что во время сеанса возможны потери сигнала синхронизации активных очков с изображением от проектора (проходящий мимо зритель может прервать сигнал, и 3D-эффект будет утерян на короткое время)».

Альтернативный контент

С распространением цифровых кинозалов обычно связывают и растущую популярность относительно новой ниши кинопоказа – альтернативного контента для кинотеатров. На Западе он уже получил определенную популярность, в России еще только собирается.

«Рынок альтернативного контента в России находится в зачаточном состоянии, несмотря на попытки в течение нескольких последних лет сделать это направление прибыльным, -- рассказал Александр Рубин. -- Пока все эти попытки, к сожалению, не очень успешны. Я думаю, что это временная ситуация, и, конечно, альтернативный контент должен занять достойное место в жизни современных кинотеатров. С появлением большого количества цифровых залов альтернативный контент начнет развиваться более успешно. Пока этот рынок весьма ограничен в жанровом плане, и найти своего зрителя ему сложно».

«Наша компания активно занимается продвижением альтернативного контента, и с прошлого года мы показываем в цифровых кинотеатрах рок-концерты и оперы, -- сообщила Ксения Леонтьева. – Довольно сложно найти время для подобных мероприятий – в цифровых залах практически всегда идут 3D-фильмы, но мы стараемся делать наши показы уникальными. Проводятся они один раз, и если говорить об операх, то они проходят во вторник вечером – то есть не в «пиковый» день. И в принципе нам удается достаточно хорошо «встать», особенно с теми кинотеатрами, с которыми у нас долгосрочное сотрудничество. Полгода прошло, и мы можем отметить, что зритель начинает привыкать к подобного рода мероприятиям. Те же оперы пользуются достаточно большой популярностью».

Тем не менее «проблема зрителя», по мнению Ксении Леонтьевой, остается актуальной.

«Разные «альтернативные» проекты по-разному идут в разных кинотеатрах, -- пояснила эксперт. – То есть, например, рок-концерты идут одинаково хорошо и в торговых центрах, и в отдельных кинотеатрах, а если говорить об операх, то они в торговых центрах идут плохо. И мы стараемся их давать в отдельных кинотеатрах, как некое культурное событие».

Александр Рубин считает, что альтернативный контент «расцветет» в России, когда появится возможность транслировать в кинозалах спортивные мероприятия в 3D.

«Думаю, наиболее востребованным альтернативным контентом может стать спорт в 3D, -- поделился эксперт. -- Американский опыт лишний раз это доказывает: именно спортивные состязания, снимаемые и транслируемые в 3D, собирают сегодня в стереокинозалах очень большое количество публики».

По мнению Александра Рубина, при условии появления спортивных трансляций альтернативный контент может рассчитывать на долю порядка 5% от общего рынка кинопоказа.

Полная версия