Российское авторское общество пообещало «принимать определенные меры», если пользователи будут распространять в сети музыкальный контент без разрешения автора.
«РАО действует в пределах своего каталога. Большая его часть -- особенно касаемо зарубежной музыки -- находится в руках частных компаний, которые работают в России и представляют западные рекорд-компании, -- пояснил Infox.ru председатель совета директоров РАО Сергей Федотов. -- Поэтому, если речь идет о нашем авторе, права которого нарушены, песни которого выложены без разрешения в интернете, мы, безусловно, будем принимать определенные меры».
Громких претензий в отношении частных пользователей, подобных тем, что регулярно случаются в США с подачи RIAA (Американской ассоциации звукозаписывающих компаний), в России пока не было. По мнению Сергея Федотова, подобных случаев (когда юристы, представляющие интересы некоторых правообладателей музыкальных произведений отсуживают у граждан тысячи долларов) может и не быть.
«Дело в том, что пользователям, то есть тем, кто выкладывает подобного рода песни, необходимо проявить определенную правовую культуру, -- рассказал Сергей Федотов. -- Очень многие авторы не откажутся разрешить бесплатно выложить свою песню. Кому-то это интересно в рекламных целях. Посмотрите на YouTube: вся наша музыка выложена там, все ей пользуются, потому что это дополнительный промоушн. Но, тем не менее, когда возникает ситуация, что песню размещают, а автора не спрашивают, возникает конфликт. И мы находимся в ситуации, когда не можем отказать автору. Это наш устав: мы обязаны оказывать автору правовую помощь, и мы обязаны судиться».
Чтобы дело не доходило до суда, в РАО предлагают как минимум обсудить ситуацию и выработать удобное всем решение.
«Мое частное мнение такое: нужно провести какие-то публичные слушания, -- рассказал Сергей Федотов. -- Пригласить активных пользователей интернета, правообладателей и выработать некий единый подход к размещению музыки в интернете. Это может сделать Общественная палата, Государственная дума или Министерство культуры».
По личному мнению эксперта, нужно четко разделять ситуации, в которых музыка используется в интернете. Если владелец сайта позволяет скачивать ее за плату, то, безусловно, речь должна идти и о соответствующих авторских отчислениях. Если музыка распространяется бесплатно, то в этой ситуации и подход может быть иным: либо владелец сайта вносит некую символическую плату, либо получает право использовать музыку на безвозмездной основе. Главное, чтобы ни у одних, ни у других владельцев сайта не было проблем с законом.
Борьба с пиратством в интернете -- новый «фокус внимания» РАО. На недавней пресс-конференции, посвященной итогам деятельности организации в 2009 году, Сергей Федотов рассказал о концепции «одного окна», которую готовит экспертно-аналитический департамент РАО с тем, чтобы позже представить на рассмотрение правительству РФ. Суть идеи заключается в том, что, чтобы обеспечить вознаграждение авторам, чьи произведения распространяются и исполняются через интернет (загрузки, эфир интернет-радио и ТВ), нужно создать одну организацию, которая будет собирать деньги и распределять между авторами.
Кроме того, в РАО считают необходимым наличие эффективных методов борьбы с пиратскими сайтами в сети.
«Необходимы изменения в законодательстве, которые будут позволять нам оперативно закрывать сайты, которые несут пиратский контент», -- заявил Сергей Федотов.
Среди прочих планов организации -- установить отношения с операторами кабельного и мобильного телевидения, а также внести предложения правительству РФ собирать дополнительный налог на ввозимые в страну физические цифровые носители и устройства, оснащенные функцией записи, который мог бы компенсировать авторам ущерб от возможного «домашнего пиратства».
«По умолчанию» РАО занимается защитой интеллектуальной собственности абсолютно всех авторов, вне зависимости от того, знают они об этом или нет.
«Если мы говорим о такой сфере использования произведения, как публичное исполнение, например, то в данном случае мы имеем госаккредитацию и представляем без ограничения весь мировой репертуар на основании этой аккредитации, -- объяснил Сергей Федотов. -- Это было сделано не в интересах РАО, а в интересах пользователей, потому что если есть -- условно говоря -- телевизионный канал, ему не нужно бегать по тысячам разных правообладателей. Он приходит в РАО, уплачивает деньги, и задача РАО -- найти конкретного правообладателя, придти к нему и заплатить деньги».
Если автора найти не получается и у него нет наследников, сборы все равно взимаются.
«Если мы не смогли найти автора, принимая разумные меры, чтобы его найти, когда деньги условно ничьи, мы их держим у себя три года и после этого, по решению авторского совета РАО, распределяем на основании рейтинга. То есть наиболее популярным авторам, произведения которых исполняются на радио телевидении», -- объяснил Infox.ru Сергей Федотов.
Общество представляет в России интересы более 28 тыс. российских авторов и около 1 млн зарубежных. По итогам 2009 года РАО удалось собрать 2,777 млрд рублей авторских вознаграждений, что на 28,6% больше, чем в предыдущем году. Среди плательщиков общества -- телерадиокомпании, кино- и драматические театры, магазины и заведения общественного питания, в которых звучит лицензионная музыка.