Камерофоны угрожают бюджетным «мыльницам»
В ближайшие годы мобильные телефоны могут вытеснить бюджетные фотокамеры с рынка, считают аналитики. Постоянно растущее среднее число мегапикселов в мобильных камерах станет основной причиной этого процесса.
По данным исследования аналитической компании iSuppli, в ближайшие годы мобильные телефоны, оснащенные цифровыми камерами, окажут серьезное давление на сегмент цифровых камер low-end. Аналитики отметили, что в 2008 году разрешение CMOS-сенсоров, установленных в камерах мобильных телефонов, в среднем составляло 1,5 мегапиксела, в 2009-м это значение возросло до 2,1 мегапиксела, а к 2013 году поднимется до 5,7 мегапиксела, предсказали исследователи. Среднее разрешение сенсоров в бюджетных камерах в 2009-м составило 7,6 мегапиксела, а до 2013 года возрастет примерно до 13,9.
По мнению аналитиков iSuppli, постоянное повышение разрешающей способности матриц камер в мобильных телефонах, а также все большее распространение мобильных вспышек и софтверных фототехнологий (вроде систем стабилизации изображения, распознания объектов и серийной съемки) станет основным драйвером наступления мобильников на сегмент камер low-end.
Последний, по мнению аналитиков, тем не менее не сдастся без боя и будет работать над достижением новых высот в количестве мегапикселов и компактности корпусов.
«Это давление давно ощущается, -- рассказала Infox.ru эксперт независимой аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова. -- Но надо иметь в виду, что сам сценарий проникновения камерофонов на рынок «мыльниц» выглядит немного иначе, чем «потребитель, выбирая, отдает предпочтение телефону». Куда чаще, по нашим наблюдениям, работает другой use case: у покупателя уже есть телефон, а когда он задумывается о цифровой камере, то решает: зачем? у меня же есть аппарат, снимает неплохо, лучше сэкономить.
По мнению Светланы Завьяловой, для бытовой съемки качества телефонных камер достаточно, в дорогих моделях уже устанавливаются матрицы высокого разрешения -- 5 мегапикселов становятся почти нормой даже в среднем классе.
«В итоге те, кто все же думает покупать камеру, часто начинают посматривать в сторону полупрофессиональных моделей, -- добавила эксперт. -- Отсюда, кстати, вал анонсов таких камер за последние полгода, причем уже и со сменными объективами, со сверхмощным зумом и прочим».
«Действительно, мировой рынок камерофонов демонстрирует тенденцию к росту, и можно наблюдать некоторое давление на рынок бюджетных цифровых камер, -- согласился со Светланой Завьяловой коммерческий директор компании «Вобис компьютер» Михаил Чернышов. -- Сейчас на рынке есть достойные камерофоны от Nokia, Sony Ericsson, Samsung, с качественной матрицей на 8 или даже 12 мегапикселов. Но для того, чтобы эта тенденция стала ярко выраженной на российском рынке, необходимо, чтобы появились бюджетные модели камерофонов. Сейчас качественный камерофон стоит от 10 тыс. руб. и выше. При этом бюджетную цифровую «мыльницу» со сравнимым качеством съемки можно купить за 3-4 тыс. руб. Для отечественного потребителя цена по-прежнему играет самую важную роль при выборе устройства».
«Сейчас стоимость бюджетного цифрового фотоаппарата -- примерно $100, а стоимость камерофона со схожими характеристиками -- порядка 7000 руб., -- сообщил Infox.ru руководитель отдела закупок портативной техники компании «Евросеть» Михаил Бобер. -- Поэтому, по нашим наблюдениям, покупатели предпочитают приобрести отдельно экономичную модель телефона и бюджетный фотоаппарат, нежели камерофон, особенно в случае, если нужен фотоаппарат для частого использования. Люди, приобретающие камерофоны, рассматривают встроенную камеру как дополнительную опцию, а не как полноценный фотоаппарат».
Более того, в «Евросети» отмечают смещение спроса в экономичный сегмент применительно как к фотоаппаратам, так и к мобильным телефонам.
«На сегодня продажи бюджетных цифровых фотокамер в наших салонах составляют около 40% от общего числа фотоаппаратов, что примерно в полтора раза больше, чем в прошлом году, -- отметил Михаил Бобер. -- Этот сегмент перетянул на себя часть продаж среднего и высокого ценового диапазона. Средняя цена компактного цифрового фотоаппарата уменьшилась на 35-40%».
Между тем в «Евросети» признают наличие тенденции к растущему спросу на зеркальные фотокамеры, которые относятся к сегменту полупрофессиональных и профессиональных камер. По словам Михаила Бобра, подобных устройств в салонах сети стало продаваться в несколько раз больше, чем в прошлом году. Однако о смещении спроса от бюджетных камер в сторону более сложных и дорогих, отмеченном Светланой Завьяловой, в компании не говорят.
Не является угрозой для low-end-камер и сегмент коммуникаторов, переживающий в последнее время заметный рост на рынке мобильных устройств. По мнению Михаила Чернышова, главным образом потому, что в данном случае камера не является первостепенной опцией для потребителя.
«В первую очередь потребителю важны большой экран и всевозможные коммуникационные модули -- EDGE, Wi-Fi, WiMAX, 3G, -- отметил специалист. -- Довольно важными параметрами можно назвать модуль GPS и наличие навигационной системы в комплекте с устройством. И уже далее идут мультимедийные качества. В первую очередь потребитель обратит внимание на качество проигрывания видео, затем на качество звука, а потом уже на камеру, встроенную в аппарат».
Впрочем, ни аналитики iSuppli, ни большинство опрошенных Infox.ru экспертов не говорят о наличии серьезного давления на «мыльницы» со стороны камерофонов именно сейчас, тем более на российском рынке. Другое дело недалекое будущее.
«Тенденция, о которой мы говорим, может реализоваться на российском рынке, если именитые производители смогут встроить хорошие матрицы (на те же 7-8 мегапикселов) в свои модели нижнего или среднего ценового сегмента, -- считает Михаил Чернышов. -- Чтобы телефон с хорошей камерой от Nokia или Samsung можно было купить меньше чем за 10 тыс. руб.».
«Мыльницы сегодня вообще часто покупаются уже не столько как самоценный продукт, для себя, а в подарок, -- сообщила Светлана Завьялова. -- Мы проводили в течение прошлого года несколько опросов, есть основания полагать, что это будет один из наиболее типичных сценариев поведения потребителя в недалеком будущем».