Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Конкуренты принуждают Nokia к смене стратегии

За последние несколько месяцев финская компания сделала сразу несколько крупных стратегических шагов: объединила всех своих пользователей на «мультисервисе» OVI, отмениила плату за картографию и открыла исходный код Symbian OS. Вынужденные меры -- примерно так оценивают данные шаги опрошенные Infox.ru эксперты.

Открытая платформа

О планах открыть для разработчиков мобильную операционную систему Symbian организация Symbian Foundation (ассоциация производителей мобильных телефонов и ПО, поддерживающих данную операционную систему с Nokia во главе) заявляла и раньше, еще в июне 2008 года. Предполагалось, что это будет сделано к середине 2010 года, но на деле бесплатный статус добрался до этой ОС на четыре месяца раньше предполагаемой даты.

Сама Symbian Foundation объясняет свой шаг желанием увеличить количество и разнообразие приложений для данной платформы и облегчить их разработку.

«Nokia, конечно, молодцы, что открыли исходные тексты для программистов, готовых писать под Symbian, -- рассказал Infox.ru коммерческий директор компании «Вобис компьютер» Михаил Чернышов. -- Другое дело, продиктован ли этот шаг желанием изменить свою политику? Думаю, нет. Это скорее вынужденная мера, обусловленная сторонним давлением других платформ, в частности резким ростом популярности Android, нарастающей популярностью онлайновых магазинов мобильного контента».

«Symbian всегда пользовалась репутацией системы, для которой очень сложно разрабатывать ПО, -- отметила эксперт аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова. -- Это связано с ее техническими особенностями и специфичной архитектурой. Nokia некоторое время назад немало сделала для того, чтобы упростить этот процесс, выпустив целый ряд систем разработки, но все равно создание коммерческого ПО для Symbian требовало серьезных усилий. Имея в конкурентах куда более удобные, с точки зрения разработчика, платформы, это важно. Наличие же исходных текстов фактически позволяет надеяться на активизацию сообщества разработчиков. Думается, первое, что сделают энтузиасты, -- ликвидируют так раздражающую всех систему цифровых подписей (если, правда, условия лицензирования это позволят, тут еще надо посмотреть внимательно)».

Цифровые подписи и сертификаты всегда ставили препоны разработчикам (в особенности небольшим). Если необходимость в них останется, то все преимущества от открытости системы могут сойти на нет.

«Я не думаю, что открытие кода Symbian нужно оценивать с какой-то стороны, это не плохо и не хорошо, -- оценил ситуацию генеральный директор компании Paragon Software Александр Зудин. -- Важно понимать, что разработка под Symbian как была сложной, так и остается, открытием кода эту ситуацию не изменишь. Не так много девелоперов занимаются разработкой именно под эту мобильную платформу. Поэтому на увеличении количества разработчиков, готовых писать под Symbian, открытие кода существенным образом не отразится. Более того, для реализации софта под Symbian необходимы не только ресурсные, но и прямые денежные вложения на подписание сертификатом каждой программы и каждого последующего ее обновления. При наличии сотен приложений эти вложения могут составлять десятки тысяч долларов. Соответственно, это может себе позволить далеко не каждый девелопер».

По мнению Александра Зудина, данный шаг владельцев Symbian OS можно считать скорее реверансом в сторону открытой платформы Android.

«Стратегия Google, которая предложила радикально упрощенные условия лицензирования своей ОС сторонним производителям, оказалась, очевидно, успешной, -- отметила Светлана Завьялова. -- Менее чем за полгода практически все крупные изготовители анонсировали или выпустили «гуглофоны» под своими марками».

«Конечно, это правильный, хотя не совсем своевременный шаг, -- отметил Михаил Чернышов. -- Его нужно было делать самое малое год назад, когда только начала расти волна популярности Android, когда Apple уже почивал на лаврах своего AppStore. Сейчас же это больше похоже на попытку Nokia вскочить на подножку последнего вагона уходящего поезда. Чувствуется, что время сейчас сильно упущено».

По мнению эксперта, для укрепления позиций в премиум-сегменте уже не обойтись без предоставления пользователям качественного мобильного контента, для разработки которого и требуются дополнительные силы сторонних программистов. Для этого нужно открытие кода, которое должно привлечь разработчиков и помочь оперативно наполнить свой онлайновый магазин качественным и разнообразным софтом, в чем Symbian сейчас, считает Михаил Чернышов, довольно сильно отстает от других платформ.

«Теоретически открытие исходных текстов Symbian позволяет Nokia конкурировать с этими предложениями (предложениями других платформ. -- Infox.ru), -- рассудила Светлана Завьялова. -- Ведь когда-то консорциум Symbian и задумывался как сообщество изготовителей, которые выпускают разные телефоны на одной платформе, но тогда как-то не пошло. Здесь опять же надо поглубже изучить: что, собственно, открыто? Сейчас этим занимаются наши технические специалисты, но в теории Symbian может оказаться более привлекательной благодаря большому числу уже имеющихся приложений. Сложность сложностью, но за столько лет их накопилось все же немало».

По мнению Светланы Завьяловой, как минимум изучение исходных текстов Symbian позволит разработчикам создавать более оригинальные программы. Например, понимая, как на низком уровне работает драйвер цифровой камеры, можно более эффективно интегрировать ее возможности в собственные разработки. Особенно это может быть важно для насыщенных мультимедиа-приложений вроде модной ныне «дополненной реальности».

«В некотором, немного циничном смысле, нельзя исключать, что, вместо того чтобы тратить время и деньги на подготовку и регулярное обновление документации, оказалось выгоднее открыть исходники, которые, как известно, лучшие доки», -- добавила Светлана Завьялова.

Nokia против всех

Бесплатная навигация, о внедрении которой также недавно объявила финская компания, это еще один шаг, возможно, обусловленный ситуацией на рынке.

«Складывается ощущение, что последние действия Nokia направлены на то, чтобы всеми силами вернуть уходящее лидерство, -- поделился Михаил Чернышов. -- На это указывает и резко снизившееся качество сборки аппаратов (хотя устройства Nokia всегда отличались именно качеством), направленное, скорее всего, на снижение стоимости аппаратов для удержания лидерства на массовом рынке многофункциональных недорогих мобильных телефонов».

Новость о бесплатной навигации, по мнению эксперта, также скорее подтягивание компании к уже год как сложившемуся стандарту.

«Практически со всеми коммуникаторами, смартфонами среднего и высокого ценового сегмента поставляется бесплатная для пользователя навигационная система, -- отметил Михаил Чернышов. -- А со смартфонами и коммуникаторами Nokia поставлялась лишь годовая лицензия на Nokia Maps. Через год пользователю было необходимо снова тратить деньги».

«Компания просто последовала сложившемуся на рынке тренду, -- добавил Александр Зудин. -- Обратите внимание, что Nokia стала предоставлять потребителям бесплатную навигацию по всему миру в отличие от большинства приложений для Windows Mobile -- коммуникаторов, где карты дополнительных регионов (городов России или других государств) необходимо докупать отдельно у разработчика».

Впрочем, почти все опрошенные Infox.ru эксперты сходятся во мнении, что действия Nokia хоть и, скорее всего, не продиктованы личной инициативой, но и не являются тревожными сигналами о попытках компании из Финляндии справиться с серьезными трудностями.

«Необходимо понимать, что Nokia -- это та компания, которой вовсе не обязательно торопиться и следовать тенденциям рынка, как только они появляются, -- сообщил Александр Зудин. -- Nokia может взять длительный тайм-аут, подготовиться и выпустить тот или иной продукт в удобное для себя время. Так было, например, и с touch-screen-аппаратами от Nokia, и с той же навигацией.

«Рыночную инерцию сложно набрать, но и потерять ее не так просто, а эта инерция у Nokia колоссальна, -- отметила Светлана Завьялова. -- Самая разумная сейчас, если, конечно, смотреть со стороны, стратегия для Nokia -- резко сбросить цены на смартфоны. Предлагая сравнительно современный умный телефон в нише $300-350, она сможет просто выбить конкурентов, которые имеют меньшие объемы и поэтому вынуждены играть в более дорогом сегменте, где абсолютная прибыль с одного аппарата больше. Это практически все производители устройств с Windows Mobile, Android, да и iPhone OS».

По словам эксперта Smartmarketing, открытие исходных текстов Symbian с переложением ответственности (а значит, и трат) за ее развитие на сообщество разработчиков очень хорошо вписывается в эту стратегию.

Полная версия