Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Борьба с торрент-трекерами стала приносить деньги

Шведское отделение IFPI -- Международной федерации звукозаписывающей индустрии -- отрапортовало о первом за десять лет росте продаж музыки в этой стране -- как в цифровом виде, так и на физических носителях.

Общий объем продаж музыки, согласно IFPI Sweden, подрос по итогам прошлого года на 10,2%. Согласно данным исследователей организации, в последний раз рост в этом сегменте контентного рынка наблюдался в 2000 году.

Самый маленький рост зафиксирован у музыки на физических носителях: альбомов и сборников на CD было продано на 1,9% больше, чем в 2008 году. Всего же продажи CD приносят 80% от всех денег, что зарабатываются на музыке.

Рынок цифровой музыки в Швеции показал гораздо более уверенный рост: в целом продажи здесь выросли на 98,6% по отношению к 2008 году, а общая доля цифровых продаж составила 16,3%. Около 46% всех цифровых продаж пришлось на отчисление от сервисов потокового вещания музыки (в прошлом году на них приходилось 17%). Оставшиеся 53,9% приходили из других интернет-источников.

По мнению главы шведского отделения IFPI Людвига Вернера, главным фактором, спровоцировавшим рост продаж, является появление все большего количества новых, все более удобных и легальных сервисов. Кроме того, Вернер считает, что меры по борьбе с пиратством, принятые как раз в 2009 году, также сказались положительно на росте продаж.

Действительно, Швеция в последний год была настоящим полем боя между правообладателями и торрент-трекерами. Свободный файлообмен меж тем стал чем-то вроде части национальной культуры, и попытки уничтожить это явление столкнулись с жестким сопротивлением. Правда, это не помогло: флагмана свободного файлообмена Pirate Bay все же задавили в суде, а его создателей признали виновными в нарушении авторских прав.

Бесполезные меры

Тем не менее не все склонны полагать, что борьба с нелегальным файлообменом положительно влияет на легальные продажи музыки. Так, социолог из Университета Лунда Монс Свенссон в интервью сетевому изданию Metro отметил, что, по данным исследований, проводящихся в университете, очень и очень многие пользователи продолжают заниматься файлообменом, несмотря на устрашающие акции со стороны правозащитников. «Если и имеет смысл говорить о каком-то влиянии, то только на продажи музыки на физических носителях, -- рассказал Свенссон. -- А они подросли сравнительно незначительно. Что же до роста цифровых продаж, я думаю, что он будет продолжаться параллельно с файлообменом, невзирая на запреты».

Даже несмотря на государственный запрет и репрессии против торрент-трекеров, шведские пользователи сети продолжают пользоваться технологиями файлообмена. Так, в октябре, по данным AFP, более 40% населения шведского интернета качали, раздавали и делились ссылками на файлы.

Потоковое сознание

Другой шведский специалист -- исследователь Королевского технологического института в Стокгольме Даниэль Йоханссон считает, что доступность потоковых сервисов может изменить привычки молодежи, которая активнее других участвует в обмене музыкой.

Иными словами, пользователи все чаще слушают музыку из сети, нежели скачивают ее.

По информации западного сетевого бизнес-издания Paidcontent, потоковые музыкальные сервисы могут приносить больше денег, чем честная продажа MP3 через сеть.

В частности, в августе стало известно, что один из подобных сервисов -- Spotify в Швеции принес музыкальному подразделению компании Universal больше денег, чем продажа файлов через местное отделение iTunes Music Store.

Spotify предлагает бесплатную модель прослушивания музыки с показами рекламы и premium-модель, позволяющую за определенную абонентскую плату иметь неограниченный доступ к трекам из библиотеки сервиса.

Директор аналитической компании Forrester Research и музыкальный аналитик Марк Маллиган в своем личном блоге признает, что Spotify поймал волну и движется в правильном направлении, но для закрепления успеха, по мнению специалиста, владельцам Spotify нужно достичь трех целей: довести уровень постоянных посетителей до 15-20 млн (на середину прошлого года их было около 5 млн), добиться, чтобы хотя бы 5% этих пользователей покупали premium-подписку, а также обеспечить устойчивую рекламную поддержку, чтобы оплатить всех остальных пользователей, слушающих музыку на этом сервисе бесплатно. Марк Маллиган признает, что это сложные, но вполне реальные цели.

Российская действительность

По данным из раздела «Статистика» одной из самых популярных социальных сетей в России «В контакте», ежедневно на сервис загружается 1,4 млн новых аудиозаписей, которые в большинстве своем слушаются в потоке, так как официального инструмента для скачивания этих треков на сервисе нет. Как, впрочем, и нет у абсолютного большинства этих треков легального статуса.

«Главной проблемой в деле борьбы с музыкальным пиратством является тот факт, что практически весь музыкальный контент уходит в сеть интернет, -- рассказала Infox.ru пресс-секретарь Российского авторского общества Марина Мурадова. -- В России проблема нарушения авторского права в сети стоит не менее остро, чем в Европе. Ее устранению мешает отсутствие четко прописанной законодательной базы по этому вопросу, способной поставить практический заслон нелегальному использованию музыки в сети. Чтобы легализовать использование контента, который размещен на сайте, владелец этого сайта должен заключить с правообладателем, а также с РАО соответствующие лицензионные договоры».

Пока по легальному пути пошли немногие. Muz.ru, Fidel.ru, Yandex.ru -- примеры компаний, работающих в музыкальном интернете легально. Fidel.ru предоставляет доступ к музыке на возмездной основе, как и Muz.ru, но здесь есть раздел с треками для бесплатной загрузки. Самым дружелюбным для пользователя путем пошла компания «Яндекс».

Там с октября прошлого года работает особый музыкальный поиск, позволяющий совершенно бесплатно и легально слушать онлайн более 100 тыс. треков иностранных исполнителей и более 10 тыс. русских.

«Ежедневно к поиску «Яндекса» задают около 1 млн запросов с названиями музыкальных композиций, и появление такого сервиса позволило нам значительно улучшить ответ по этим запросам, -- рассказала Infox.ru менеджер по связям с общественностью компании «Яндекс» Елена Бухмак. -- Мы понимали, что пользователям, привыкшим скачивать музыку бесплатно с пиратских сайтов, нужно предложить адекватную легальную альтернативу, и для начала решили сделать возможность бесплатного прослушивания легальной музыки. Это первый шаг в развитии универсального музыкального сервиса».

Сервис «Яндекса» работает по следующей модели: компания платит мейджорам (Universal, EMI, Warner Music и др.) за доступ к каталогам, а пользователь не платит ничего, просто слушает любимую музыку. «Яндекс» же планирует зарабатывать на рекламе.

«Пока «Яндекс» инвестирует в проект, -- пояснила Елена Бухмак. -- Сегодня наш бюджет на лицензирование превышает $1 млн в год, однако со временем мы рассчитываем на то, что выплаты правообладателям будут обеспечиваться прибылью от показа рекламы на сервисе».

Возможно, в России, где народная любовь к бесплатному, но нелегальному контенту пока побеждает все меры, принимающиеся для того, чтобы музыкальный бизнес начал зарабатывать хоть что-то на продажах музыки, именно эта бизнес-модель окажется успешной.

Полная версия