Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Рынок спутниковой навигации в 2010 году будет расти

По прогнозам экспертов, в следующем году мировой рынок спутниковой навигации продолжит уверенно расти, несмотря на кризис в экономике, а GPS-навигаторы обзаведутся новыми протоколами связи и сервисами. В России специалисты тоже ожидают рост, в том числе за счет ввода в эксплуатацию системы ГЛОНАСС.

По данным аналитической компании iSuppli, в 2010 году количество мобильников со встроенным GPS достигнет примерно 900 млн штук по всему миру. А к 2013 году эта цифра превысит 1200 млн штук. За следующий год количество подобных устройств возрастет более чем на 100 млн штук, сейчас же в мире существует чуть менее 800 млн пользовательских GPS-навигаторов, сообщает в своем исследовании iSuppli.

Одним из главных драйверов роста рынка спутниковой навигации, по мнению аналитиков, станут услуги на основе технологии GPS-трекинга, внимание к которым со стороны пользователей возросло в этом году. Мало того, LBS-услуги (Location Based Services) позволят использовать навигационное оборудование и сервисы совершенно по-новому.

Выгодная слежка

Пока интерес пользователей вызывают только основные трекинговые услуги, связанные с определением местоположения пользователя, отслеживанием его передвижений, и услуга «аварийной кнопки», позволяющая владельцу навигационного устройства, попавшему в трудную ситуацию, нажатием одной кнопки отправить свои координаты в службу спасения. Однако в будущем году подобных сервисов станет больше.

Недавно крупная компания-разработчик и интегратор навигационных решений Telmap опубликовала список основных тенденций в области LBS. По мнению Мотти Кушнир, директора по маркетингу компании, увеличение отгрузок устройств, оснащенных GPS-модулем, и повсеместное развертывание и ввод в коммерческую эксплуатацию 3G-связи станут ключевыми элементами в деле возникновения серьезного рынка LBS-услуг.

По мнению экспертов Telmap, во имя обеспечения постоянной доступности LBS-услуг будут задействованы новые технологии определения местоположения пользователя. Помимо GPS это Wi-Fi, мобильная связь и A-GPS. В результате LBS-сервисы будут доступны даже на устройствах низкой ценовой категории, не оснащенных GPS-модулем.

Наблюдая за ростом поставок навигационных устройств, операторы осознают потенциал LBS и попытаются как можно подробнее охватить и разнообразить услуги мобильного трекинга, наращивая их вокруг базовых sms и голосовых сервисов.

Станут очень популярными социальные сервисы, использующие в своей работе определение местоположения пользователя. По мнению экспертов Telmap, возможности отмечать полюбившиеся географические точки и делиться контентом в простой и интерактивной форме наберут небывалую популярность. Кроме того, эксперты ожидают расцвета рекламы, демонстрирующейся в зависимости от местоположения пользователя.

Трекинговые сервисы окажутся доступными как на носимых, так и на встраиваемых навигационных системах. На выставке потребительской электроники CES 2010, открывающейся 7 января 2010 года в Лас-Вегасе, системам автомобильной навигации, по данным сетевого издания Wireless Business and Technology, будет посвящен отдельный раздел, немалую часть которого как раз займут перспективные варианты применения LBS-сервисов.

Российская навигация

Рынок LBS-сервисов в России пока только зарождается, о чем Infox.ru писал в отдельном материале. Что же до рынка навигационных устройств, то он продолжает развиваться, несмотря на кризис.

По прогнозам аналитической группы SmartMarketing, к концу 2009 года должно быть продано от 300 до 330 тыс. персональных навигационных устройств и от 600 до 800 тыс. смартфонов и коммуникаторов со встроенным GPS-модулем. Так это или нет, станет ясно позже, когда аналитики подсчитают данные за год, но уже сейчас можно предположить, что конечные результаты не будут сильно отличаться от прогнозируемых. В этом смысле по сравнению с предыдущим годом российский рынок устройств навигации сильно «просел», поскольку в прошлом году, к примеру, устройств персональной навигации было продано 349 тыс. за одно только второе полугодие. Однако эксперты не склонны к пессимизму.

«Потребители просто-напросто урезали свои расходы и стали тратить только на предметы первой необходимости, в которые, как вы понимаете, GPS-навигация пока не входит, -- рассказал Infox.ru генеральный директор ООО «МИТ» (торговая марка «СитиГИД») Андрей Сабайдаш. -- Соответственно, мы не наблюдаем тех темпов роста российского рынка GPS-навигации, которые он демонстрировал в прошлом году. Хотя, если вы посмотрите на какие-то другие сегменты рынка: недвижимость, машиностроение, то на их фоне, я бы сказал, что в сегменте GPS-навигации все более или менее нормально. При наличии стагнации рынка в начале года некоторые игроки даже прогнозируют по итогам года его небольшой рост (на 10-15%) относительно 2008 года. Это молодой, перспективный, развивающийся сегмент рынка».

«Рынок огромен, он находится в начальной стадии своего развития -- в той стадии, когда он как раз перестал быть рынком «железок» и программ для «продвинутых», но стал рынком товара массового потребителя. Основной рост еще впереди», -- считает вице-президент компании «Вобис Компьютер» Виктор Лопатин.

Отдельные надежды имеет смысл возложить на российский навигационный проект ГЛОНАСС. По данным агентства «Интерфакс», в 2010 году будет запущено девять спутников этой системы, которые вкупе с уже имеющимися обеспечат уверенное покрытие сигналом всего земного шара, а значит – при удачном стечении обстоятельств – система будет готова к полноценному коммерческому запуску. Кроме того, в эфире радиостанции «Голос России» в середине этой недели глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил, что НИИ космического приборостроения ввел в строй линию, которая позволяет делать от 100 до 300 тысяч единиц навигационной аппаратуры в год.

Правда, о коммерческих перспективах ГЛОНАСС, по словам экспертов, говорить пока рано.

«Текущая проблема -- заинтересовать производителей навигационного оборудования (речь именно о зарубежных производителях), начать встраивать в свои устройства комбинированные приемники ГЛОНАСС-GPS, которые появятся на рынке уже в самое ближайшее время, -- сказал Виктор Лопатин. -- Если эта задача будет решена в обозримой перспективе и начнется массовое производство конкурентоспособного потребительского оборудования, которое будет работать с сигналом российской навигационной системы, у ГЛОНАСС есть очень неплохие шансы на успех, потому как это будет означать создание реально массового открытого рынка ГЛОНАСС-технологий. Возможно, даже во всемирном масштабе».

Андрей Сабайдаш, говоря о будущем ГЛОНАСС, выразил гораздо меньший оптимизм.

«Пока у ГЛОНАССа очень мало шансов на коммерческом рынке, -- считает эксперт. -- Говорить о каких-то перспективах отечественной спутниковой навигационной системы можно будет только тогда, когда рынку будут представлены альтернативные GPS по техническим характеристикам и цене компоненты (чипы, антенны), а далее -- и готовые потребительские навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС. Устройство Glospace SGK-70, единственный на рынке потребительский навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, сейчас не является альтернативой представленным GPS-устройствам. Он был выпущен около двух лет назад и сейчас просто морально устарел, не говоря уже о небезупречной работе этой модели».

«Пока мы видим только перенесение планов на выпуск этих самых чипов, антенн и, как следствие, готовых устройств. Последние сроки были названы -- начало 2011 года. Вот тогда и посмотрим», -- подытожил Андрей Сабайдаш.

Тем не менее, государственные инициативы по развитию собственной навигационной системы не могут не сказаться положительно на рынке навигационных продуктов. Если орбитальная группировка спутников все же заработает без серьезных сбоев, а производителям удастся создать конкурентоспособные комплектующие в 2010 году, то российскую навигацию ждет заметный подъем уже в ближайшем будущем.

Полная версия