Анонс бесплатного навигационного приложения от Google для Android-смартфонов выглядит как попытка компании выйти на новый для нее и «густонаселенный» рынок. Но так ли страшен новый «зверь» от Google для классических навигационных систем?
На первый взгляд может показаться, что страшен. По крайней мере, когда в конце октября Google представила систему публике, акции компаний Garmin и Tom Tom, работающих в сфере пользовательской спутниковой навигации, сильно упали в цене.
Еще один аргумент в пользу серьезности намерений Google -- уникальный функционал, который несет Google Maps Navigation: помимо обычной навигации, позволяющей прокладывать маршрут из точки А в точку Б и следовать по нему, приложение умеет распознавать голосовые команды хозяина, причем «понимает» оно даже неконкретные команды (когда задается не точный адрес, а описание пункта назначения, например: «Музей, в котором проходит выставка работ такого-то художника»).
Помимо этого, система в реальном времени может подгружать из интернета снимки из проекта Street View, картографическую, а также бизнес-информацию, вроде названия компаний, мимо офисов которых проезжает пользователь, или расположение ближайших ресторанов, кафе и прочих полезных мест.
Такого набора функций нет ни у одной классической навигационной системы, однако российские эксперты пока не склонны бить тревогу по поводу угрозы со стороны Google.
Безопасная конкуренция
«Google не будет конкурентом классической навигации по крайней мере еще несколько лет, -- считает директор по маркетингу ЗАО «Центр Навигационных Технологий» (бренд «Навител Навигатор») Марина Кузнецова. -- Для того чтобы представлять какую-то угрозу, этому навигационному сервису нужно стать доступным не только на смартфонах и коммуникаторах, работающих под операционной системой Android, но и на автонавигаторах. Этого нет и, насколько мне известно, в ближайшее время не планируется».
«По нашему мнению, в краткосрочной перспективе рынку традиционной навигации ничто не угрожает, -- рассказала Infox.ru руководитель пресс-службы компании «Автоспутник» Олеся Поддубная. -- Коммерческая картография сдаваться не собирается. Скрестить рекламную модель с коммерческими продуктами не представляет большой сложности. Клиентская база коммерческой навигации огромна, она уже установлена и устанавливается на десятки миллионов устройств и автомобилей».
Другая причина «безопасности» навигационного продукта от Google для существующих классических навигационных решений кроется, по мнению экспертов, не в недостатках сервиса, но в недостатках российской инфраструктуры.
«Надо понимать, что для нормальной работы так называемой off-board навигации, то есть навигационного сервиса, в котором карты и программа «крутятся» на сервере, а на мобильном устройстве установлен небольшой клиент с выходом в интернет, откуда и получаются все данные, в том числе навигационная карта, необходим быстрый и стабильный канал мобильного интернет-соединения, -- рассказал Infox.ru вице-президент компании «Вобис Компьютер» Виктор Лопатин. -- Если в США такое покрытие сетями быстрого мобильного интернета уже во многих местах допускает непрерывную передачу больших объемов данных, требуемых навигационным сервисам, подобным тому, что предлагает Google, то в России ситуация очень слабо предполагает использование таких сервисов».
«При текущих ценах на мобильный интернет в России такое преимущество, как «бесплатность» этого решения, становится бессмысленным, -- добавила Марина Кузнецова. -- Дешевле купить автонавигатор».
«Для профессиональных задач бесплатные сервисы не подходят вовсе, -- считают в компании «Автоспутник». -- За пределами США бесплатная навигация -- дело некоторого отдаленного будущего, причем не факт, что повсеместно именно Google будет в этой области лидировать».
Широкополосные перспективы
Между тем по данным, собранным аналитиками J’son & Partners Consulting для своего исследования рынка мобильного WiMAX (технология доступа к сети, которая вполне могла бы «потянуть» работу с Google Maps Navigation), беспроводной широкополосный доступ в интернет от одной лишь компании «Скартел» (торговая марка Yota) в следующем году появится в 15 российских городах, а до конца 2012 года -- в 180 городах по всей стране. О планах экспансии в регионы, по информации аналитиков, также заявили и другие участники этого рынка: «Комстар-ОТС», «Синтерра», «Интерпроект» и «Новые телекоммуникации» (торговая марка Wi-Te). Так что в ближайшие два-три года, вполне возможно, следует ожидать если не стопроцентного, то обширного покрытия России 4G-сетями. То есть сказать, что у Google Maps Navigation в России нет шансов вообще, нельзя, хотя в самой компании пока не дают определенных ответов относительно русской версии навигационной системы.
«Сервис Google Maps Navigation пока еще находится в стадии тестирования, -- сообщила Infox.ru пресс-секретарь российского отделения Google Алла Забровская. -- Мы надеемся, что в будущем он может появиться и в других странах, включая Россию, но назвать конкретные даты мы не можем».
«Я думаю, что приход Google Maps Navigation на российский рынок с полнофункциональным навигационным продуктом -- с ведением по маршруту и голосовыми подсказками, а не электронным атласом, как было раньше, -- окажет на рынок позитивный эффект, -- сообщил Infox.ru генеральный директор ООО «МИТ» (торговая марка «СитиГИД») Андрей Сабайдаш. -- Google, как крупная международная компания, может статья «тягачом» на рынке навигации: помочь популяризации навигационных решений и технологии в целом, делая GPS-навигацию повседневной потребностью большинства пользователей».
Конкуренция Google Maps Navigation с существующими классическими навигационными сервисами будет, считает эксперт.
«Но при этом игроки смогут спокойно работать в разных нишах. Нужно понимать, что Google -- крупная международная компания, которая, скорее всего, будет разрабатывать одно универсальное приложение на весь мир, -- предположил Андрей Сабайдаш. -- Google вряд ли сможет предложить свое универсальное решение, не уступающее отечественным аналогам. Тем более что у российской навигации столько специфичных моментов. Взять хотя бы нашу систему адресации: четная, нечетная стороны улиц, нумерация домов с дополнительными индексами «корпус-строение-блок» и прочее».
«В долгосрочной перспективе, по мере популяризации автомобильной навигации, цена на нее будет снижаться. Это тенденция IT-отрасли в целом. Шаг Google «прорвал плотину», снял табу на «почти настоящую» навигацию, бесплатную для конечного пользователя», -- считают в компании «Автоспутник».
Впрочем, Google, похоже, и не стремится «захватывать мир» с помощью своего революционного сервиса. Google Maps Navigation пока доступна только для владельцев смартфонов на ОС Android. В сети уже появилась информация о возможности выхода приложения на iPhone, но и она призрачна, учитывая непростые отношения этих двух компаний.