Москва
27 декабря ‘24
Пятница

В Японии научились ездить на одном колесе

Компания Honda разработала персональное транспортное средство, у которого всего одно колесо, одно сиденье и вообще нет руля.

С виду U3-X напоминает, скорее, увеличенную в разы бутылочную открывалку или табуретку авторства дизайнера-авангардиста, нежели средство передвижения. Но, тем не менее, разрабатывается он как раз для того, чтобы перевозить человека.

Фраза «сел и поехал» -- как раз про это устройство. Пользователю нужно разложить сиденье, сесть на него и поставить ноги на специальные подставки. После этого уже можно ехать. Никаких органов управления у U3-X нет. Для того чтобы гаджет пришел в движение, «наезднику» достаточно немного наклониться в сторону, в которую он хотел бы поехать.

Интеллектуальная система управления устройством следит за изменением центра тяжести и всегда двигается в нужном пользователю направлении. Кроме того, двигаться можно не только в разные стороны, но и с разной скоростью.

Никакого средства опоры, кроме единственного колеса, у U3-X нет. Во включенном состоянии устройство успешно балансирует на нем как в «разгруженном» режиме, так и с «наездником» на «спине». Это стало возможным благодаря двум технологиям.

Первая – особая конструкция колеса, которое на самом деле состоит из нескольких небольших колес, двигающихся независимо друг от друга. Вторая технология –  Omni-directional driving wheel system. Изначально этот программный комплекс создавался и совершенствовался для того, чтобы знаменитый робот ASIMO умел держать равновесие. Теперь технология достигла достаточного уровня, чтобы равновесие мог держать не только ASIMO, но и такая очевидно неустойчивая конструкция, как U3-X.

Информация с датчиков наклона, установленных на устройстве, анализируется специальными алгоритмами. «Осознав», в какую сторону и на какой скорости хочет двигаться пассажир, система – не переставая держать гаджет в горизонтальном положении с помощью непрерывной серии команд колесам – им же дает указания на движение в заданном человеком направлении. Комбинация этих двух процессов вычислений в результате дает плавную – если не сказать грациозную – манеру движения, которой обладает U3-X.

При всем при этом весит устройство чуть меньше 10 килограммов, а на одном заряде батареи может работать целый час. Впрочем, пока устройство находится в стадии доработки: действующий прототип покажут широкой публике на грядущем Tokyo Motor Show, которое состоится в следующем месяце. Между тем до финального релиза еще далеко. В Honda еще не закончились исследования и, должно быть, еще не принято решение, нужен ли такой гаджет людям вообще. С одной стороны, очевидно, что нужен, особенно в рамках программы компании по созданию устройств-помощников для людей, испытывающих проблемы с самостоятельным передвижением.

Но с другой стороны, пока еще не совсем понятно, как U3-X, прекрасно ездящий по ровной поверхности, справится с поверхностью неровной или с препятствиями, которые могут встретиться на дороге. Сможет ли он так же успешно держать равновесие и с тем же уровнем комфорта возить пассажиров. В этом смысле другие разработки Honda – роботизированные ноги Bodyweight Support Assist и поддерживающий роботизированный пояс Stride Management Assist – выглядят гораздо более практичными и близкими к реальным условиям решениями.  

 

Полная версия