Компьютер поможет избежать автокатастрофы
В России разрабатывают надежную и недорогую систему, которая поможет водителям избежать автокатастроф, нарушений правил дорожного движения и других дорожных неприятностей.
«Есть такая статистика, по которой 80% аварий можно было бы предотвратить, если за секунду до столкновения как-то проинформировать водителя», -- говорит Евгений Павлов, один из разработчиков интеллектуальной системы предотвращения дорожных аварий в интервью корреспонденту Infox.ru.
Основные компоненты системы -- камера, которая крепится под лобовое стекло и следит за дорогой, а также микроконтроллер, который анализирует изображение, поступающее с камеры. Если бы автомобили могли видеть, то -- должно быть -- именно так они видели бы мир: размытая черно-белая картинка дороги, на которой многочисленными цветными рамками выделены достойные внимания автомобиля и водителя объекты: другие машины, дорожная разметка и ограждение.
Система «понимает» расстояние до каждого из этих объектов и способна вычислить, через какое время произойдет столкновение при движении с текущей скоростью по текущей траектории. Кроме того, если движение проходит на участке дороги, где есть зебра и пешеходы, система предупредит водителя звуковым и световым сигналом.
«Многие могут сказать, что в России разметка не очень хорошая, -- продолжает Евгений Павлов, -- на что можно ответить, что система видит разметку так, как вы ее сами видите. То есть, если будут видны хотя бы кусочки белых линий, она все равно поймет, какая перед ней разметка».
Если водитель не включил поворотник перед пересечением разметки или начал пересекать, например, сплошную линию, система тут же ему на это укажет.
Широкий функционал
Обеспечение безопасности дорожного движения -- лишь одна из функций, разрабатываемой Евгением Павловым и его командой системы. Наличие камеры позволяет, например, вести круглосуточную съемку всего, что происходит в машине, а наличие GPS-модуля позволит создать своеобразную карту автомобильных номеров.
«Благодаря системе автоматического распознавания номеров по вашему маршруту появляется карта, на которой видно номер машины, которую вы встретили на своем пути, а также время и место, где вы ее встретили, -- объясняет Евгений. -- Эту информацию можно синхронизировать, например, с базой угонов ГАИ».
Кроме того, на базе системы, по словам Евгения Попова, можно организовать сервис, который не только на карте покажет загруженность дорог, но и позволит посмотреть изображение с камер, установленных непосредственно на автомобилях, едущих по этой дороге. Еще одно применение: на базе мощного процессора управляющего микроконтроллера возможна организация системы подавления шума внутри салона: внешний шум, приходящий в салон, подавляется исходящими из него звуками в противофазе.
На будущее
Впрочем, основное назначение системы -- это обеспечение безопасности. В сегодняшнем состоянии, она способна предупредить водителя как минимум за две секунды до столкновения. Именно предупредить -- для самостоятельного предотвращения аварии системе нужен доступ к управлению машиной.
«Конечно, без человека -- если сигнал сразу поступает на тормоза -- скорость реагирования на внештатную ситуацию будет в разы быстрее, -- комментирует Евгений Павлов. -- На дальнейших стадиях нашего проекта мы планируем внедрение в органы машины, но наверняка это можно будет делать только в сотрудничестве с автозаводами».
На дорогих автомобилях системы, подобные этой, на сегодняшний день не редкость. Однако разработчики ориентируются совсем на другую аудиторию. По словам Евгения, базовый комплект системы, когда она будет готова, обойдется пользователю примерно в $800.
«Наша основная задача -- дать возможность водителям, которые покупают недорогие машины или машины среднего класса, пользоваться всеми теми функциями комфорта и безопасности, что есть у дорогих автомобилей», -- резюмирует разработчик.
Похоже, у сотрудников ГАИ, штрафных санкций и простой водительской грамотности -- главных борцов за безопасность на дорогах -- в скором времени появится новый конкурент, который в своей работе не будет опираться ни на что, кроме точных математических расчетов.