Реальные трансформеры — все еще фантастика
В фильме Майкла Бэя «Трансформеры: месть падших» огромные роботы, способные превращаться в автомобили и военную технику, смотрятся эффектными и весьма полезными устройствами. Но каково место подобных роботов в реальной жизни?
Сама идея многофункционального робота, способного изменять свое назначение в зависимости от формы, несет очевидные плюсы. Заменить домашнего робота, охранную систему, кофеварку и личный автомобиль одним роботом, способным выполнять все эти функции сразу, – это как минимум существенная экономия места. Впрочем, у такой идеи есть два минуса: во-первых, для осуществления всех вышеописанных функций его совсем необязательно делать трансформером, а во-вторых, чтобы сделать его полноценным трансформером, современным роботостроителям просто не хватает технологий.
Неясное назначение
«Я думаю, трансформеры в большей степени продукт научной фантастики, нежели реальных научных открытий, -- говорит норвежский роботостроитель Каре Хальворсен, автор знаменитого робота-муравья A-Pod, в интервью корреспонденту Infox.ru. – Я видел несколько видеороликов с реально существующими трансформерами, но там они не выглядят выгодно даже по сравнению с выдуманными трансформерами из фильмов. Я уверен, что это крайне сложная задача – создать полнофункционального человекоподобного робота, способного превращаться в не менее полнофункциональную машину. Я не люблю слово «невозможно», но на мой взгляд, это как раз тот случай, когда его можно употребить».
К тому же сегодня неясно, насколько востребованным будет робот, способный превращаться в спортивное купе или, к примеру, в грузовик. На экране это смотрится эффектно, детские игрушки с такими возможностями замечательно продаются, но вот в масштабе 1:1 трансформер был бы слишком дорогим – ведь его создателям, по сути, нужно построить не только полнофункционального робота, но и полноценный автомобиль или военный истребитель, в которые он будет трансформироваться. С учетом несомненной необходимости кардинальных инженерных изменений, которая возникнет при создании такого робота, производство даже одного экземпляра будет стоить астрономических денег.
Трансформер, но не робот
Возможно, поэтому современные трансформерные технологии не особенно стремятся интегрироваться в роботостроение, отлично существуя сами по себе. «Прекрасный пример трансформера -- швейцарский армейский нож и мобильный телефон. Конечно, мы не можем назвать их полноценными трансформерами, но и нож и телефон – устройства с большим набором функций, – продолжает Каре Хальворсен. -- Кто мог представить, скажем, лет 15 назад, что мобильник может быть и камерой, и GPS-навигатором, и музыкальным или видеоплеером? Вот вам и настоящий трансформер».
Изменение формы и функций предмета или устройства сегодня активно используется повсеместно, начиная от производства мебели и заканчивая военными технологиями. К примеру, Osprey – разработка американских военных, представляющая собой вертолет, трансформирующийся в самолет, или наоборот. Поворотный механизм его винтов позволяет аппарату взлетать без взлетно-посадочной полосы и двигаться со скоростью, с которой двигаются другие самолеты.
Самолет-трансформер создан для оперативной доставки (и эвакуации) людей туда, куда вертолет летел бы слишком долго, а самолет не смог бы полететь из-за отсутствия мест для посадки.
Другой пример реально существующего «нероботизированного» трансформера – велосипед-чемодан от китайской компании Sun. Доехав до места, хозяин этого транспортного средства тремя простыми движениями может превратить его в чемодан, где еще поместятся полезные вещи.
Первые шаги
В роботостроении делаются лишь первые шаги на пути к созданию трансформеров – решаются фундаментальные проблемы. Например, проблема непрерывного питания такого робота. «При трансформации схемы питания робота, очевидно, не должны прерываться, -- говорит Дженнифер Лалли, химик и одна из создательниц «металлической резины», нового проводящего материала. -- Подвижные детали машины должны сохранять способность к движению. Организовать схему питания, соблюдающую данные условия, используя обычные провода, было бы чрезвычайно сложно, потому что металлический провод быстро бы пришел в негодность».
Американская компания NanoSonic разработала материал, который мог бы заменить силовые провода в роботах-трансформерах. По своей сути это резина, но не простая, а способная проводить электрический ток. «Этот материал можно гнуть, растягивать, рвать, и все равно он не потеряет своих проводящих свойств», -- хвалит «металлическую резину» Лалли.
Словом, хоть технологии и совершенствуются с каждым днем, до полнофункциональных трансформеров, гуляющих не по экранам кинотеатров и компьютеров, а по настоящей земле, еще слишком далеко.
Возможно даже и то, что, если они не докажут своих незаменимости и необходимости в существовании, мы и вовсе не увидим реальных полнофункциональных трансформеров и они навсегда останутся научной фантастикой.